из опыта работы
Изучив нормативные документы, рекомендации специалистов, мы пришли к
пониманию того, психолог не может остаться в стороне от изменений в
образовании, ведь новые ФГТ особенно психологичны и при своей реализации
требуют обновленной роли психолога в образовательном учреждении.
Рассмотрим участие педагога-психолога в
проектировании ОП.
Приказом по ДОУ педагог-психолог введён в
состав рабочей группы по разработке ООП ДО. (приказ, план, раздел части ООП
«Здоровье»)
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ; совместно со старшим воспитателем и педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, составляет индивидуальные образовательные маршруты. (индивидуальный маршрут, )
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ; совместно со старшим воспитателем и педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, составляет индивидуальные образовательные маршруты. (индивидуальный маршрут, )
Планирование
ОП в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения ОП.
С
декабря по март в ДОУ было организовано еженедельное планирование с участием
всех педагогов ДОУ. В процессе совместного обсуждения педагоги обучались подбирать содержание в соответствии с КТП и данными
мониторинга. На этапе отбора содержания педагог-психолог анализирует
психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и
вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения образовательного процесса. В совместной
работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ создан бланк
рекомендаций по использованию педагогами
привычного игрового и дидактического материала, заданий и упражнений для развития психических функций детей, что
позволяет повышать психологическую грамотность педагогов. Эти рекомендации
готовятся еженедельно в соответствии с КТП, результатами мониторинга. (показать
бланк),
На
основании КТП, формируется единый план ОП на неделю для всех специалистов,
работающих с детьми данной возрастной группы : воспитателей, учителя-логопеда,
музыкального руководителя и педагога-психолога. Структура соответствует
требованиям и содержит необходимые структурные компоненты.
Совместная деятельность педагога-психолога в
режимных моментах осуществляется в соответствии с циклограммой деятельности
педагога-психолога. Которая составлена таким образом, что педагог-психолог имеет возможность включиться
в режимные моменты, свободную самостоятельную деятельность детей и совместную
деятельность с детьми и педагогом.
В утренние часы педагогом-психологом осуществляется
встреча, настрой детей и родителей , в
это же время может быть проведена плановая или внеплановая консультация
родителей и педагогов. В утренние часы специалист использует такие формы
работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского
коллектива, и др. Весь материал соответствует тематике и графику КТП и
обязательно решает задачи психолого-педагогического сопровождения детей,
находящихся на ИКОМ по данным мониторинга и решению ПМПк. Также в утренние часы
может осуществляться психолого-педагогическое наблюдение за деятельностью ребёнка, группы,
взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации,
педагогов и родителей. (приказ по ДОУ о
проведении наблюдения за взаимоотношениями педагогов и детей подготовительной
группы).
Во
время НОД педагог-психолог осуществляет наблюдение (в соответствие со своим
планом работы), а также проводятся интегрированная деятельность с педагогами
ДОУ, Осуществляется психологическое
сопровождение детей, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время
развлечений и досуга.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении
внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для
комбинированных и компенсирующих садов).
Участвует
в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений
на занятиях и др. (схема взаимодействия
педагога-психолога со специалистами ДОУ)
На прогулке – коммуникативные игры, игры на социальное
развитие детей, игры по правилам.
Вечером
– совместная деятельность педагога-психолога
с детьми, в соответствии с ИКОМ,
по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Используется такая форма работы как
«Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества» на материале
традиционной тряпичной куклы. Где реализуются коммуникативные, развивающие,
обучающие и воспитательные функции и
позволяют организовать работу на интересной , значимой специфической детской
деятельности.
В
течение дня педагог-психолог организует психопрофилактические мероприятия с
целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические
аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
Полученный
опыт позволяет сделать вывод, что предлагаемый материал, изготовленные детьми
куклы могут использоваться не только психологом, но всеми специалистами в
деятельности с детьми.
Выбранное
направление работы позволяет обеспечить взаимодействие всех участников
образовательного процесса, взаимосвязанные, организацию работы психолога на
материале ЕКТП, интеграцию деятельности специалистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий