понедельник, 13 мая 2013 г.

«Место и роль педагога-психолога ДОУ в образовательном процессе в условиях реализации ФГТ»



из опыта работы 
Изучив нормативные документы,  рекомендации специалистов, мы пришли к пониманию того, психолог не может остаться в стороне от изменений в образовании, ведь новые ФГТ  особенно психологичны  и при своей реализации требуют обновленной роли психолога в образовательном учреждении.
Рассмотрим участие педагога-психолога в проектировании ОП.

Приказом по ДОУ педагог-психолог введён в состав рабочей группы по разработке ООП ДО. (приказ, план, раздел части ООП «Здоровье»)
Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ; совместно со старшим воспитателем и педагогами формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей, составляет индивидуальные образовательные маршруты. (индивидуальный маршрут, )
Планирование ОП в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения ОП. 
С декабря по март в ДОУ было организовано еженедельное планирование с участием всех педагогов ДОУ. В процессе совместного обсуждения  педагоги обучались подбирать    содержание в соответствии с КТП и данными мониторинга. На этапе отбора содержания педагог-психолог анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения  образовательного процесса. В совместной работе педагога-психолога и старшего воспитателя в ДОУ создан бланк рекомендаций по использованию  педагогами привычного игрового и дидактического материала, заданий и упражнений  для развития психических функций детей, что позволяет повышать психологическую грамотность педагогов. Эти рекомендации готовятся еженедельно в соответствии с КТП, результатами мониторинга. (показать бланк),
На основании КТП, формируется единый план ОП на неделю для всех специалистов, работающих с детьми данной возрастной группы : воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и педагога-психолога. Структура соответствует требованиям и содержит необходимые структурные компоненты.
Совместная деятельность педагога-психолога в режимных моментах осуществляется в соответствии с циклограммой деятельности педагога-психолога. Которая составлена таким образом, что  педагог-психолог имеет возможность включиться в режимные моменты, свободную самостоятельную деятельность детей и совместную деятельность с детьми и педагогом.
В утренние часы педагогом-психологом осуществляется встреча, настрой детей и  родителей , в это же время может быть проведена плановая или внеплановая консультация родителей и педагогов. В утренние часы специалист использует такие формы работы: ситуативная беседа, коммуникативные игры, игры на сплочение детского коллектива, и др. Весь материал соответствует тематике и графику КТП и обязательно решает задачи психолого-педагогического сопровождения детей, находящихся на ИКОМ по данным мониторинга и решению ПМПк. Также в утренние часы может осуществляться психолого-педагогическое наблюдение  за деятельностью ребёнка, группы, взаимоотношений детей и взрослых, которые проводятся по запросу администрации, педагогов и родителей.  (приказ по ДОУ о проведении наблюдения за взаимоотношениями педагогов и детей подготовительной группы).
Во время НОД педагог-психолог осуществляет наблюдение (в соответствие со своим планом работы), а также проводятся интегрированная деятельность с педагогами ДОУ,   Осуществляется психологическое сопровождение детей, на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на  занятиях и др. (схема взаимодействия педагога-психолога со специалистами ДОУ)

На прогулке – коммуникативные игры, игры на социальное развитие детей, игры по правилам.
Вечером – совместная деятельность педагога-психолога  с детьми,  в соответствии с ИКОМ, по формированию школьной готовности, развитию эмоционально-волевой сферы детей. Используется  такая форма работы как «Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества» на материале традиционной тряпичной куклы. Где реализуются коммуникативные, развивающие, обучающие и воспитательные функции  и позволяют организовать работу на интересной , значимой специфической детской деятельности.
В течение дня педагог-психолог организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
Полученный опыт позволяет сделать вывод, что предлагаемый материал, изготовленные детьми куклы могут использоваться не только психологом, но всеми специалистами в деятельности с детьми.
Выбранное направление работы позволяет обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса, взаимосвязанные, организацию работы психолога на материале ЕКТП, интеграцию деятельности специалистов.

перечисленные виды деятельности потребуют от педагога-психолога «вживания» в различные профессиональные роли: психолог-проектировщик, психолог-преподаватель, психолог-куратор, психолог-эксперт.

Успешность встраивания педагога-психолога в обновленную модель системы образования будет зависеть от собственной позиции психолога, понимания ситуации, желания включиться в работу; от команды (рабочей группы), ее «сработанности»; от системности в работе, потому что разовые мероприятия не дадут большого эффекта».ФГТ

Комментариев нет:

Отправить комментарий