Для речевой группы

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя


Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
Задачи, стоящие перед воспитателем
Коррекционная работа
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого  негативизма
1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков
2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка
3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы
4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого – педагогической характеристики группы в целом.
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи
5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти
6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий
7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам («Части тела», «Овощи» и т.п.)
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям
8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорно  воспитание детей)
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения
9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной 'моторики детей
10. Развитие фонематического восприятия детей
10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений
11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях: использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова
12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида
13. Формирование навыков словообразования и слово­изменения (начинает логопед)
13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации
14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения
15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настолько-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы
16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении
Организация жизни и деятельности детей
1. Распределение детей на подгруппы для занятий
1. Четкое соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий
2. Составление рационального расписания занятий
2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей
3. Использование фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач
3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной ее функции
Создание необходимых условий
1- Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему
1. Оснащение группы наглядным, дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей
2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку
3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду

4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)
4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе типовой программы

Примерный режим дня в группе для детей с ОНР шестого года жизни
(с 12-часовым пребыванием детей в детском саду в холодный период года)
Приход детей в детский сад, деятельность по интересам, дежурство, индивидуальная работа
воспитателя с детьми по заданию логопеда               7.00-8.00
Утренняя гимнастика                                                  8.00-8.10
Подготовка к завтраку, завтрак                           8.10-8.45
Речевые подвижные игры детей, подготовка
к занятиям                                                                8.45-9.00
Занятия: 1-е занятие    .                                         9.00-9.20
перерыв между занятиями                      9.20-9.30
2-е занятие                                                    9.30-9.50
Подготовка к прогулке, прогулка                                 9.50-12.20
Индивидуальные занятия логопеда с детьми    10.00-12.30
Возвращение с прогулки                                              12.20-12.30
Подготовка к обеду, обед                                           12.30-13.00
Подготовка ко сну, сон, постепенный подъем,
водные и воздушные процедуры                           13.00-15.20
Подготовка к полднику, полдник                          15.20-15.40
Подготовка к занятию, занятие                            15.40-16.10
Игры детей, индивидуальная работа воспитателя
с детьми по заданию логопеда                                    16.10-17.00
Подготовка к прогулке, прогулка                                17.00-18.00
Уход детей домой                                                       18.00
Примечание. Дневные занятия проводятся по подгруппам логопедом и вос­питателем; вечернее занятие проводится со всеми детьми воспитателем. Со вто­рого периода обучения длительность занятий увеличивается до 25 минут

Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда в утренние часы, так как прием детей начинается с 7 часов, и в вечерние часы — после полдника. Работу в утренние часы воспитатель особенно строго согласовывает с логопедом, так как не все упражнения можно выполнять с детьми до приема пищи.

Работа воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи
Успешное преодоление у детей дефектов речи возможно лишь при условии тесной взаимо­связи и преемственности в работе всего педа­гогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
С.А. Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях
Использование в своей работе предлагаемого ниже материала все­ми категориями сотрудников детского сада позволит насытить речью, звучащим словом общение детей со взрослыми и детей между собой, сделать это общение целенаправленным, создать вокруг детей единое речевое пространство.
Практика показала, что в логопедической группе детского сада наибольшую эффективность восстановительно-коррекционной работы дает опора на «сборную» модель организации образователь­ного процесса. Она рекомендована для массовых детских садов Главным управлением дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (Вестник образования. — 1991. — Декабрь).
Эта модель позволяет детям:
       в блоке специально организованного обучения получать наиболее систематизированные знания, приобретать непо­средственно учебные навыки;
       в блоке совместной деятельности ненавязчиво готовиться к получению новых знаний и закреплять те, что были полу­чены через совместную игру, продуктивную и познавательно- исследовательскую деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительного искусства;
       в блоке свободной самостоятельной деятельности полно проявить владение полученными знаниями и умениями.
Таким образом, создаются условия для развития их творче­ских способностей.
При этом особое значение приобретает организация разнооб­разной предметной среды. Именно эта среда, которая создается из натуральных предметов, материала для свободных и дидактических игр, изобразительной деятельности, книг, альбомов и т.д., позволяет Детям успешнее закрепить свои знания, применяя их на практике. __ Такая «сборная» модель дает возможность достижения разно-"Разных форм взаимодействия взрослого с детьми. А тематическое планирование позволяет наполнить эти формы единым образова­тельным содержанием.
Использование материала, предлагаемого авторами данного пособия, позволяет конкретизировать взаимосвязь в работе лого­педа и остального педагогического коллектива.
При этом необходимо учитывать следующее:
       коррекционные задачи не подменяют собой выполнении общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность;
       организация, формы работы и привлекаемый матери; могут выбираться в соответствии с особенностями детей конкретной группы;
       приемы работы должны различаться в зависимости от: основных задач и типов общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации;
       работа над определенной грамматической формой и конструкцией предложения не исключает использования других форм и конструкций в речи воспитателя и детей. Такое выделение в конкретную задачу подчеркивает лишь их значение для подготовки и закрепления материала логопедического занятия;
       работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограни­чивается периодом, указанным в годовом плане. В это время; она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Начинается эта работа как можно раньше, и для ее проведения используется каждый удобный момент. Закрепление изученного материала, его усложнение дифференциация осуществляются в течение всего последующего обучения. При этом дети приобретают все большую; самостоятельность в его использовании на практике.
В связи с этим необходимо коротко остановиться на особенностях исправления лексико-грамматических ошибок в речи детей, проводимого по степени увеличения их самостоятельности. (Методика предложена Н.Л. Крыловой.)
Исправление лексических ошибок
   Воспитатель говорит, а ребенок повторяет слово.
   Воспитатель задает вопрос: Почему это так называется? (Капли капают. Это капель.)
   Воспитатель спрашивает: Как ты назвал? Назови правильно.
Исправление грамматических ошибок
  Постановка вопроса и правильный ответ, данный самим воспитателем или сильным ребенком. (Нет чего? Нет балкона. Таня, повтори!)
  Постановка воспитателем вопроса в порядке помощи ребенку. (Упал с чего?) Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос. (Упал со стола.)
  Воспитатель задает вопрос: Как ты сказал? Скажи пра­вильно.
Исправление неправильного порядка слов в предложении
Все предложение говорит воспитатель, а ребенок только повторяет его.
:— Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчи­вает его.
  Воспитатель оказывает помощь постановкой вопроса.
  Воспитатель спрашивает: Как ты сказал? Скажи правильно.
Работа воспитателя с детьми в адаптационный период
Момент поступления ребенка в новое учреждение настолько важен и сложен для него, что в данном пособии необходимо описать более подробно задачи, выполнение которых имеет особое значе­ние в период формирования новой группы.
  Обеспечить атмосферу психологического комфорта для детей, поступающих в группу. Именно положительный эмоциональный настрой детей и их родителей закладывает фундамент последу­ющей успешной работы.
  Начать изучение поступивших детей и обследование их зна­ний по всем разделам программы предшествующей возрастной группы.
  Расширять социальные контакты детей со сверстниками и взрослыми.
  Преодолевать речевой негативизм детей, воспитывать готов­ность к установлению доброжелательных отношений, способство­вать преодолению робости, застенчивости.
•—Развивать слуховое внимание и сознательное восприятие Речи взрослых и товарищей, приучать вслушиваться в речь вос­питателя и действовать в соответствии со словесными инструк­циями.
   Учить обращаться к речевому образцу.
   Активизировать имеющийся словарь детей, поощрять их речевую активность.
   Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику.
   Развивать пространственную ориентировку: знакомить детей с помещениями группы и верандой, с помещениями детского сада.
   Вводить понятия «ряд», «первый в ряду», «последний в ряду».
Методы и приемы работы
   Организация единого речевого пространства в детском саду.
   Поощрение речевой активности детей и их готовности к кон­тактам.
   Использование четких немногословных конкретных вопро­сов и инструкций.
   Знакомство с помещениями группы и детского сада, с пра­вилами поведения в них.
   Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гим­настики («Заборчик», «Окошечко», «Хоботок», «Лопаточка», «Иго­лочка», «Желобок», «Часики», «Качели», «Котенок лакает молоко», ]
«Лошадка»).
— Чтение («Сказка о веселом язычке»).

Игры с речевым сопровождением («Угадай, чей голосок», «Улиточка» и др.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

 Неречевые процессы

1.   Развитие слухового внимания.
    • Различные звучащие игрушки: бубны, барабаны, дудочки, погремушки, колокольчики, звоночки, молоточек, игрушки- пищалки, гармошка и т. п.
    • Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими раз­личные шумы (горох, бобы, крупа, мука и т. п.).
    • Демонстрационный и раздаточный материал для слуховых диктантов.
    • Картотека игр на развитие слухового внимания (В. И. Се­ливерстов «Игры в логопедической работе с детьми»).

2.   Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
o         Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 час­ти и более); сборные картинки-пазлы; разрезные кубики (начиная с 4 частей).
o         «Почтовый ящик», доски Сегена, рамки Монтессори и другие игры-вкладыши.
o     Разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашечки.
o     «Чудесный мешочек».
o     Кубики Кооса, танграм.
o     «Зашумленные» картинки и таблицы, таблицы Шульте.
o     Различные игры типа «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Кому что дашь?», «Букет в вазе» и др.
o     Серия картинок для установления причинно-следствен­ных зависимостей.
o     Различные классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

3.   Развитие пространственной ориентировки.
  • Картинки с различной удаленностью изображенных пред­метов и разным их местоположением (далеко, близко, высоко, низко, там, здесь и т. п.).
o     Картинки и фотографии с изображением предметов с различным взаимным расположением (слева, справа, между, сзади, вверху, внизу и т. д.).
o    Игры типа «Дом» (Кто где живет ? — слева, справа, под, над, на нижнем этаже и т. д.), «Дерево и белочка» (птичка, грибы, лисица).
o    Карточки с изображением лабиринтов.
o    Макет улицы с движущимся в различных направлениях транспортом.
  • Макет комнаты с предметами мебели, расположенными в разных местах.
  • Картинки с изображением предметов, движущихся в раз­личных направлениях по отношению к зрителям.
  • Карточки — символы пространственных предлогов.
  • Дидактические материалы для ориентировки на листе бумаги, в клетке тетради.
  • Картинные таблицы с расположением предметов в ряд по горизонтали и по вертикали (под, над, за, перед, между, слева, справа, сверху, снизу).
  • Картотека игр на пространственное ориентирование.

4.Развитие ориентировки во времени.
o    Картины - пейзажи разных времен года. Календарь погоды по месяцам.
o    Расписание занятий по дням недели в картинках.
o    «Вчера, сегодня, завтра» — порядок дежурства детей в картинках или цифрах.
o    Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.
o    Набор картинок с изображением различных действий людей  (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.
o    «Окно в природу» — настенное изображение природных явлений, характерных для разных времен года.
o    Картинки для отработки понятий старше — младше.

5. Развитие общей двигательной и зрительно-простран­ственной активности.
Работа по развитию общей двигательной и зрительно-про­странственной активности детей нацелена на придание ей природосообразности (прямостояние, ощущение пространства, ориентировочно-поисковая активность, движение как средство предупреждения утомления, улучшения общего состояния, акти­визации внутренних резервов организма). Она предполагает:
-увеличение двигательной активности на занятиях за счет динамизации рабочей позы (работа стоя, сидя, выходя к доске, лежа на ковре, сидя по-турецки и т. п.);
-широкое использование  физкультминуток (для  этого составляется картотека эмоциональных имитационных упражнений в сопровождении стихов с учетом присущих дошкольникам образности мышления и стремления к игре);
-проведение подвижных речевых игр (на основе картотеки, составленной в соответствии с тематикой речевого материала занятий).
Как отмечал И. М. Сеченов, пространственно-поисковой активности органа зрения принадлежит важная роль в формиро­вании высших психических функций человека. Поэтому при проведении занятий с детьми необходимо использовать следующие упражнения.
  • Работа с карточками, расположенными в пространстве комнаты (на стенах, потолке, слева, справа, наверху, внизу), с мелкими силуэтными изображениями предметов, букв, слогов, цифр, геометрических фигур (1,5—3 см).
  • Использование разнообразных траекторий, по которым дети, обязательно стоя, «бегают» глазами (на листе ватмана размером 0,6x2 м — линии шириной 1 см, образующие цветные фигуры: овал, волну и др., причудливо перекрещивающиеся линии разного цвета; плакат размещается выше уровня глаз в любом месте — над доской, на боковой стене и даже на потолке).
  • Игры в «веселых человечков», изображающих выполне­ние различных гимнастических упражнений: в процессе игры дети рассматривают человечка и повторяют его движения.
  • Мимические и артикуляционные упражнения: рассмат­ривая картинки с изображением лиц клоунов (улыбающегося, грустного, испуганного и др.), фотографии лиц, на которых показаны те или иные движения артикуляционного аппарата, дети копируют и называют их.
o       Рассматривание подвешенных к люстрам, плафонам, потолку легких предметов  (флажков, лент,  нитей,  снежинок, птичек, бумажных цветов и др.).
  • Периодическое рассматривание заоконного пейзажа и разноудаленных от глаз предметов за окном.
Использование указанных приемов повышает перцептивные возможности детей, способствует более успешной коррекции нарушений познавательной деятельности, опережающему раз­витию ряда функций, связанных с приемом и переработкой зрительной информации (острота зрения, зрительная работо­способность, объем поля зрения, сокращение времени реакции на зрительный стимул). Увеличивается пропускная способность зрительного анализатора, то есть скорость и объем переработки зрительной информации.

6. Развитие восприятия (цвет, форма, величина, протя­женность).
o    Набор предметов для наблюдения (анализ, сравнение их формы, цвета, величины, протяженности).
o    Набор частей предметов для конструирования целого (зрительное соизмерение частей, сопоставление частей, предметов, сравнение с образцом и т. п.).
o    Парные картинки.
o    Муляжи овощей, фруктов.
o    Игрушечная посуда, мебель.
o    Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, .полоски разной длины.
o    Счетные палочки для выкладывания фигур.
o    Наборы плоскостных моделей геометрических фигур (демонстрационные и раздаточные).
o    Кубики 2—3 цветов для заданий «Поиск закономернос­тей».
o    Набор плоскостных моделей предметов круглой, квадрат­ной, треугольной, прямоугольной, овальной формы.
o    Различные дидактические игры типа «Разложи от самого маленького», «Какой предмет пройдет в ворота?». «Место рядом свободно», «Что изменилось?», «Три медведя», «Разложи по цвету», фигуры Поппель-Вейтера (пособие С. Д. Забрамной).
o    Дидактический (демонстрационный и раздаточный) ма­териал для зрительных диктантов.
Картотека игр на развитие восприятия.

7. Развитие мелкой моторики.
o       Счеты, бусы, шнуровки, кнопки, пуговицы, счетные па­лочки, фигурки и трафареты для обводки и штриховки, ручные эспандеры, магнитные фигурки, мозаики, колечки, башенки, пирамидки, баночки с завертывающимися крышками, шары, мячи разного диаметра для захватывания, пинг-понговый мячик для отстреливания, ленты и веревочки для завязывания бантов, узлов и т. п.
o       Пальчиковый, перчаточный театр./
o       Принадлежности для вышивания, вязания, плетения.
o       Картотека игр, упражнений для развития тонких движений пальцев и кистей рук (О. С. Бот, Л. С. Сековец).
o       Таблицы — иллюстрации этих упражнений.
o       Материалы для развития графических навыков детей.

Звукопроизношение
1. Развитие речевого дыхания
(вес и величина предметов, которые перемещаются воздушной струей изо рта, постепенно меняются).
o       Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вер­тушек, «свечей»,
o       Надувные игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри.
o       Наборы плавающих игрушек (кораблики, уточки и др.).
o       Флакончики из-под духов.
o       Фитоколлекция (в баночках различные душистые растения: лепестки роз, зверобой, мята, чай, кофе и др.).
o       Игры (в альбоме или на отдельных планшетах) типа «Высуши белье», «Загони мяч в ворота», «Надуй паруса» и т. д.
o       Картотека игр на развитие речевого дыхания.

2.   Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
o    Настенное зеркало и индивидуальные настольные зеркала, личные носовые платки (в отдельных пакетиках).
o    Альбом упражнений артикуляционной гимнастики (план­шеты, книжки-раскладушки) с образными картинками, фото­графиями.
o    Вспомогательные средства для механической помощи ребенку (зубная щетка, чайная ложка, палочка, шпатель, зонды и др.), спирт и вата для обработки этих предметов.
o    «Сказки веселого язычка» (М. Г. Генинг, Н. А. Герман).

3.       Автоматизация и дифференциация звуков.

o     Наборы предметных картинок для автоматизации и диф­ференциации звуков в словах.
o     Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях и рассказах.
o     Наборы серий картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи.
o     Тексты для пересказа, насыщенные определенным звуком и звуками для: дифференциации в произношении.
o     Настольные дидактические игры (домино, лото) на авто­матизацию определенного звука, группы звуков, на дифферен­циацию звуков.
o     Альбомы (или карточки) с текстами речевого материала: потешки, тексты для заучивания и пересказа, загадки, стихи, чистоговорки.
o     Таблицы для составления рассказов по опорным картинкам на определенный звук.
o     Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у дошкольников (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше).
o     Альбомы с иллюстрациями на автоматизацию звуков (Н. И. Соколенко, О. И. Соловьева, Г. А. Тумакова и др.).
o     Книги разных авторов с речевым материалом для автома­тизации и дифференциации звуков.

4.   Развитие фонематического слуха и восприятия.
o     Звуковые линейки (для формирования понятия «звуковой ряд», счета звуков, определения их последовательности).
o     Карточки «Определи место звука» (три клетки: начало, середина, конец слова).
o     Карточки -- символы гласных и согласных звуков.
o     Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях).
o     Сигналы обратной связи для упражнений на дифферен­циацию понятий: гласный — согласный звук, согласный звонкий — согласный глухой, согласный твердый —- согласный мягкий, звук — слог — слово.
o     Дидактический материал и игры на деление слов на слоги.
o     Демонстрационный и раздаточный материал для состав­ления звукослоговой схемы слов (коробочки, конверты или пакеты).
o     Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Бусы», «Собери цветок», «Чудо-дерево», «Поезд», «Поймай рыбку» и др.
o     «Звуковые часы» (длинное — короткое слово, слово на заданное количество слогов).
o     Материал для анализа предложений.
o     Наборы картинок для закрепления в предложениях слов сложной слоговой структуры.
o     Альбомы с иллюстрациями для определения места звука в слове.
o     Различные фигурные классификаторы для дифференциации звуков (Пьеро - звуки, Буратино - звук б, крокодил Гена —звуки к — г, кенгуру - звуки к - г, поезд с тремя вагонами —звуки с, ш и с - ш в одном слове и др.).

Обучение элементам грамоты
o     Разрезные азбуки.
o     Русский алфавит (таблица).
o     Наборы букв и слогов, касса для них (демонстрационные).
o     Кассы букв (индивидуальные).
o     Рамки-абаки, линейки-абаки для обучения слоговому чтению.
o     Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные).
o     Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.
o     Таблицы с материалом для чтения (слоги, слова, предло­жения, тексты).
o     Книжки-самоделки с короткими текстами для чтения.
o     Карточки — слова с пропущенными буквами, слогами.
o     Карточки для буквенного анализа слов. ,
o     «Азбука» (книга для обучения чтению дошкольников).
o     Букварь для вспомогательной школы (В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина).
o     Образцы букв из наждачной бумаги и другого материала.
o     Магнитная азбука.
o     Карточки — названия различных предметов в групповой комнате.
o     Тетради и простые карандаши для «печатания» букв, слогов, слов, предложений.
o     Занимательные материалы по обучению чтению (ребусы, кроссворды и др.).
o     Картотека физкультминуток, веселых стихов, пословиц и поговорок, связанных с «Веселой грамматикой» и «Занимательным азбуковедением».

 Словарная работа
o  Тематические экскурсии, целевые прогулки (знакомство с предметами ближайшего окружения).
o  Коллекция предметов для ознакомления и обследования (цвет, форма, размер, составные части, фактура на ощупь).
o  Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико-тематическим циклам.
o  Картинки с изображением действий (один субъект совершает различные действия, разные субъекты совершают одно и то же действие).
o  Картинки-иллюстрации:
-различных признаков предметов (цвет, форма, величина, протяженность);
-слов-антонимов.
o  Речевые задания для формирования навыков словообра­зования (суффиксального и префиксального):
-с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов (гриб — грибок, белый — беленький);
- с использованием, «увеличительного» суффикса (ноги — , ножищи);
-образование названий детенышей животных (котенок, котята);
-образование относительных прилагательных (стекло — стеклянный);
-образование притяжательных прилагательных (утка —утиный клюв, утиное яйцо, утиные лапки);
-сложные слова (игрушки, предметные картинки с соответствующими  изображениями: самолет, паровоз, снегопад и т.д.);
-приставочные глаголы (картинки: птичка — клетка, медведь — елка, белка — два дерева и др.);
-образование названий профессий;
-многозначные слова;
-подбор однокоренных слов.
o  Картотека игр и игровых упражнений на активиза­цию словаря и словообразование (игры типа «У кого какая мама?», «Малыши и великаны», «На одно смотрят, разное видят» и т. п.).
o  Карточки — символы игровых словарных упражнений.
o  Различные фигурные классификаторы: ваза (цветы), кор­зина (фрукты, овощи, грибы, ягоды, детеныши животных, игруш­ки), клумба (цветы), большая ветка (птицы, фрукты) и т. д.

Развитие грамматического строя речи
oНабор предметных картинок и игр для упражнений в изменении числа имен существительных и глаголов.
oНабор сюжетных картинок для упражнений в словоизме­нении (склонение существительных и прилагательных, спряже­ние глаголов).
oНабор сюжетных картинок для упражнений в употреблении предлогов. Карточки — символы предлогов.
oПодборка игрового, картинного материала для упражнений в согласовании:
-имен прилагательных с именами существительными;
-имен существительных с именами числительными;
-притяжательных местоимений с именами существительными (мой, моя, мое, мои).
oНаборы сюжетных картинок для составления простых предложений.
oРазличные настольно-печатные игры, в которых требуется использовать разные конструкции предложений.

 Связная речь
o     Подборка диалогов, игр с диалогами для выразительного чтения наизусть, инсценирования (типа «Гуси-гуси...»).
o     Подборка диалогов для сюжетно-ролевых игр. Короткие рассказы с иллюстрациями для заучивания. Наборы  сюжетных  картинок с  вопросами к ним для составления коротких рассказов.
o     Фланелеграф с комплектами картинок для одновременно­го рассказывания и демонстрации героев и их действий.
o     Серии сюжетных картинок для составления рассказов.
o     Карточки-символы для выделения частей рассказа (нача­ло, середина, конец).
o     Опорные таблицы-схемы для описательных рассказов.
o     Игровой материал для драматизации.
o     Различные виды театров.
o     Подбор коротких сказок, рассказов для инсценирования.
o     Книжки-малютки с текстами для пересказов.
o     Детская художественная литература.
o     Различные настольные игры, требующие объяснительной речи («Кто чем питается? Почему?», «Что лишнее? Почему?»).
o     Речевые логические задачи.
o     Таблица знаков препинания для знакомства и работы над интонацией вопросительного, восклицательного, побудитель­ного и повествовательного предложения.

 Игровая деятельность
«Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», — отмечал Д. Б. Эльконин.
При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать требования деятельностного подхода к развитию речи детей. Как для любой деятельности, для речи, общения нужен мотив. Так, например, по наблюдениям педагогов, если игруш­ки, пособия разместить выше досягаемости, это поставит ребен­ка перед необходимостью, чтобы получить их, обратиться с просьбой к взрослому. Иными словами, у ребенка возникнет мотив речевой деятельности.
В предметно-игровой среде логопедической группы по сравнению с общеобразовательными должны быть более широко представлены:
o  подборка игр с правилами;
o  картотека игр с речевым сопровождением;
o  игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад», «Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская»);
o  игры-мозаики и конструкторы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий