воскресенье, 15 сентября 2013 г.

Совершенствование речи педагогов




Детям очень много можно объяснить, 
лишь бы объясняющий сам понимал
ясно предмет, о котором взялся говорить
с детьми и умел говорить человеческим языком 
Н.Г.Чернышевский
Памятка.

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека.
 Речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка.
Насколько грамотно выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
К сожалению, многие педагоги делают ошибки в произнесении элементарных повседневных словах…

К речи педагога сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка. 
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста.  Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. 
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его! 

Позвольте провести небольшой ликбез
«Пожалуйста, говорите правильно!»
Буквально несколько слов, которые встречаются в нашей речи ежедневно!
Класть, а не лОжить!
СозвонИмся, а не созвОнимся!
Не понялА, а не пОняла!
ПолдниЧать, а не подлниКать!
ТеЧёт кран, а не теКёт!
ПропылесоШу, а не пропылесоСю!
Протру пыль, а не протЕру!
И не В заде, а Сзади!


А теперь небольшой пример-анекдот из личной жизни


Пришла в поликлинику, заняла очередь в регистратуру. Стою. Подходит женщина лет 50-55, спрашивает: "Кто крайний?". Я отвечаю (с паузой между словами): " Я..., последняя..."
На что она мне говорит: "Ну, кто последний, а я крайняя, рано мне ещё в последний путь!" (и что-то еще в этом роде). Я ей спокойно отвечаю: "Вы не правы, обратитесь к словарю».
Так она не унимается, пытается меня учить: « Я знаю, что я говорю, иначе бы так не говорила!»
Я промолчала, ну что возьмешь с самоуверенных «грамотеев»? А в довершении ко всему этому, подходит молодой человек и очень громко спрашивает: «Кто крайний?»
Эта дама (ладно, ей простительно, она не педагог!), посмотрев гордо в мою сторону: «Я!»

ЛЮДИ!!! Пользуйтесь иногда толковым словарем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий