Галина Андреевна, музыкальный руководитель
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из
перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Развитие современного общества неразрывно связано с
научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже
прочно вошли во все сферы жизни человека – наука, культура, образование,
бизнес, сегодня немыслимы без продуктов мультимедиа. В современном
обществе мультимедиа окружает нас повсюду – через различные экраны современный
человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все
более существенным. Обучающая программа, презентация доклада, анимационный
рекламный ролик, виртуальные путешествия – вот небольшой перечень
мультимедийных средств передачи информации.
Соответственно, система образования предъявляет новые
требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых
подходов. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют
сделать его более эффективным.
Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же
проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс
обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь
педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов
обучения и современных информационных технологий, в том числе и
компьютерных.
Ребёнку необходимо не только видеть, но и осязать.
Человек развивается через деятельность, причём через разные её виды. На
дошкольном этапе надо побуждать ребёнка к самостоятельному поиску знаний и
информации! На мой взгляд, использование ИКТ – хорошая возможность мотивировать
ребёнка, на получение знаний, которые в других формах организации его не
заинтересовали. Использование компьютерных технологий в детском саду, в
настоящее время – необходимость, которая даёт много возможностей педагогам и их
воспитанникам.
Возможности применения ИКТ в музыкальном
воспитании дошкольников
Современное музыкальное занятие – это
совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики,
педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные
музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные
технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным
образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только
улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять
музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации,
профессионального роста.
Для формирования и развития у детей устойчивого
познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед
музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность
интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в
себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий
интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию
положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и
творческих способностей.
Поэтому использование информационно-коммуникационных
технологий в образовательной области «Музыка» становится возможным и
актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с
детьми в культурно-досуговой деятельности можно использовать
синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке, мультимедиа,
компьютер со специально подобранными программами, презентациями.
Свои достижения в области ИКТ мы используем при
проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и
праздниках. Использование в процессе музыкального
воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю
смену дидактического материала, способствует активизации познавательной
деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация
презентационных материалов, клипы на известные детские песни,
фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при
повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала
воспитанниками, существенно повышают мотивацию детей к
обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их
творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей.
Мы используем мультимедиа технологии в различных
направлениях.
Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ?
1. наглядное пособие.
2. источник учебной информации.
3. средство подготовки выступлений.
4. средство подготовки текстов, музыкального
материала, их хранение.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения
старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес к деятельности;
несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка;
является отличным средством для решения задач обучения:
делают материал доступным для восприятия не только через
слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный
руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения
детей.
использование компьютера, синтезатора существенно
расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям
специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
становятся базой для формирования музыкального вкуса,
развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в
целом.
Музыкальный руководитель может применять различные
образовательные средства ИКТ как при подготовки к совместной
деятельности с детьми, так и во время (при объяснении нового
материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных
знаний), а так же на праздниках и развлечениях.
Мультимедиа
презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и
видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных
материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней
развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую,
чувственную, ассоциативную и др.
Используя
возможности программы Power Point можно разработать и использовать
презентации по всем видам музыкальной деятельности:
- восприятие
музыки: во время знакомства с творчеством того или иного
композитора, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным
произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Можно использовать такую
программу, как «Шедевры музыки» О.П. Радыновой. В ней содержатся
обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии
композиторов, аудио и видеофрагменты.
- м.р.д.
и танцы: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут
выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
- пение:
по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для
развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и
учить песни.
- муз.-дид.
игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и
чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Три жанра музыки»,
«Определи ритм» и др.
- на
развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как
иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
- знакомство
и игра на ДМИ: Прекрасно помогают в работе разделы
“История музыкальных инструментов”. Дети получают сведения о группах
музыкальных инструментов, слышат их звучание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий