вторник, 28 мая 2013 г.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе по музыкальному развитию детей дошкольного возраста

Галина Андреевна, музыкальный руководитель
 Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно – коммуникационные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни  человека – наука, культура, образование, бизнес, сегодня немыслимы без продуктов  мультимедиа. В современном обществе мультимедиа окружает нас повсюду – через различные экраны современный человек соприкасается с виртуальными мирами, влияние которых становится все более существенным. Обучающая программа, презентация доклада, анимационный рекламный ролик, виртуальные путешествия – вот небольшой перечень мультимедийных средств передачи информации.

Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным.
 Детский сад - часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. 
 Ребёнку необходимо не только видеть, но и осязать. Человек развивается через деятельность, причём через разные её виды. На дошкольном этапе надо побуждать ребёнка к самостоятельному поиску знаний и информации! На мой взгляд, использование ИКТ – хорошая возможность мотивировать ребёнка, на получение знаний, которые в других формах организации его не заинтересовали. Использование компьютерных технологий в детском саду, в настоящее время – необходимость, которая даёт много возможностей педагогам и их воспитанникам.
 Возможности применения ИКТ в музыкальном  воспитании дошкольников
 Современное  музыкальное  занятие – это совместная деятельность, в ходе которого применяются разнообразные методики, педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты, новые мультимедийные средства. Все перечисленные технические и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на образовательно-воспитательный процесс. Они призваны не только улучшать эффективность образовательного процесса, но и предоставлять музыкальному руководителю широкие возможности творческой реализации, профессионального роста. 
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной  и занимательной.  Материал должен содержать в себе элементы необычайного,  удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей.
Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Музыка» становится возможным и актуальным. Музыка и компьютер объединяются в одно целое. При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности  можно использовать  синтезатор, домашний кинотеатр, центр – караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями.
Свои достижения в области ИКТ  мы используем  при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках  и  праздниках. Использование в  процессе  музыкального  воспитания  интерактивных  средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал,  что работа  с ноутбуком,  демонстрация презентационных материалов, клипы на известные детские песни, фонограммы(которые помогают при изучении нового материала, закреплении и при повторении) в совместной деятельности улучшают восприятие материала воспитанниками, существенно повышают  мотивацию  детей  к обучению, активно вовлекают в учебный процесс, способствуют раскрытию их творческих способностей, активизируют познавательную деятельность детей.
Мы используем мультимедиа технологии в различных направлениях.
Каковы же их функции в работе педагога-музыканта ДОУ?
 1. наглядное пособие.
 2. источник учебной информации.
 3. средство подготовки выступлений.
 4. средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка;
является отличным средством для решения задач обучения:
делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
использование компьютера, синтезатора  существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.
                        Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как  при подготовки к  совместной деятельности с детьми,  так и во время (при объяснении  нового материала, разучивание песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), а так же на праздниках и развлечениях.
         Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, слуховую, чувственную, ассоциативную и др.
         Используя возможности программы  Power Point  можно разработать и использовать презентации  по всем видам музыкальной деятельности:

  • восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того  или иного композитора, использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д. Можно использовать такую программу, как «Шедевры музыки»  О.П. Радыновой. В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, представлены биографии композиторов, аудио и видеофрагменты.
  • м.р.д. и танцы: использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.
  • пение:  по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам  узнавать и учить песни.
  • муз.-дид. игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.
  • на развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.
  • знакомство и игра на ДМИ:   Прекрасно помогают в работе  разделы “История музыкальных инструментов”. Дети  получают сведения о группах музыкальных инструментов,  слышат их звучание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий