Во время обучения детей обязанностям дежурных
необходимо осуществлять индивидуальный подход.
Во время дежурства труд детей направлен на нужды
коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует
воспитанию и них чувства ответственности за порученное дело. В процессе
дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей и создаются
благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ним. Но
эффективность воспитательного воздействия дежурства во многом зависит от
правильной организации этой работы.
Чтобы дети знали, кто должен дежурить, какое звено,
воспитатель может вывешивать на специальной доске соответствующие рисунки, и
ребята в конце концов запоминают сами, кто с ним и за ним дежурит.
При организации всех видов дежурств – по столовой, по
уголку природы, на занятиях – необходимо определить четко круг обязанностей
дежурных.
Дежурные по столовой договариваются, кто за какими
столами будет дежурить: вымыв руки и
надев передники, они стелют скатерти, ставят тарелки на столы стопками,
проверяют, хватает ли для всех приборов, всем ли есть стулья, закончив
приготовления, приглашают к столу детей. Во время еды дежурные помогают
воспитателю подавать второе и третье блюда. После еды относят на раздаточный
стол посуду, тарелки ставят стопкой, чашки осторожно складывают в таз, ножи и
вилки – на поднос, сметают щеткой на совок крошки со скатертей, скатерти
снимают, складывают их вдвоем, кладут в определенное место.
Дежурные по уголку природы должны полить комнатные
растения, отметить в календаре погоду.
Дежурные на занятиях должны заранее узнать, какие
материалы будут нужны, помогают воспитателю разложить их на столах; после
занятия они аккуратно все убирают.
Для всех
дежурных должно быть два общих правила: первое – делать все быстро и аккуратно
и второе – если товарищ от тебя отстал – помоги.
Распределение и учет работы дежурных рекомендуем вести
в специальной тетради по форме, предлагаемой в приложении.
Хорошо, если дежурят по два человека, по каждому виду
дежурств, тогда дежурит все звено, все
сидящие за столом. В следующие два дня обязанности дежурных меняются. Затем
нужно обсудить работу звена, дать ему общую оценку и назначить на дежурство
другое звено, напомнив детям их обязанности и правила дежурства – правила
совместной работы.
При назначении дежурных следует учитывать
индивидуальные особенности каждого.
В результате такой организации дежурств и учета работы
дежурных, воспитатель получает обширный материал о каждом ребенке в отдельности
и звена в целом, что помогает осуществлению индивидуального подхода.
При учете, анализа работы детей очень важно отметить,
как в результате такого повседневного учета, помогает ему найти наиболее
эффективные приемы индивидуального подхода к детям.
Индивидуальный подход в трудовой деятельности является
процессом и не только связан с задачами трудового воспитания. В свою очередь
трудовое воспитание детей невозможно без продуманной системы индивидуального
подхода, которая включает четкую постановку цели на основе изучения
особенностей детей, организацию и проведение необходимой работы, обязательной
подведение итогов сделанного – анализ результативности данного приема в данном
случае.
В организации индивидуального подхода к детям большое
значение имеет воздействие коллектива, общественный контроль, общественное
мнение и общественная оценка работы.
В индивидуальном подходе, в трудовом воспитании
нуждаются все дети, включая и тех, которые умеют все делать, и достаточно
трудолюбивы. Положительные проявления этих детей используются как пример для
других при обучении последних трудовым навыкам, их положительные качества
совершенствуются в коллективном труде.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в
процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к
ребенку в детском саду и дома являются положительным фактором, способствующим
профилактике нежелательных проявлений у них по отношению к труду.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности –
очень характерные качества, которые показывают не только отношения ребенка к
труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его
«общественное» лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для
себя, но и для других .
В процессе воспитания детей дошкольного возраста необходимо постоянно
помнить о задачах их подготовки к обучению в школе, особенно в условиях
перевода на обучение с шести лет. Ведь систематическая учебная деятельность –
это сложный, напряженный труд, требующий
определенных умственных нравственно – волевых, физических качеств. В процессе
формирования умений и навыков трудовой и учебной деятельности необходимо
воспитать у ребенка волю, терпение, аккуратность, стремление выполнить все как
можно лучше. Важно выявить интерес ребенка, склонность к определенным видам
деятельности, содействовать его участию в любимом занятии, но необходимо при
этом настойчиво формировать у каждого ребенка осознанное отношение к любому
виду труда, ибо это является обязательным условием успешного обучения в школе
Комментариев нет:
Отправить комментарий