Гурская А.С.,
Мировщикова Л.Г.,
Пчелинцева Н.С.
МБДОУ «ДС № 413»
Разум человека проявляется в ясности его речи.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования предъявляет ряд важных требований к образовательным
программам. Так, область «Речевое развитие» подчеркивает основную функцию речи
– быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и
эмоциональных контактов, совместной деятельности.
Развитие связной речи – высшая форма мыслительной
деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития
ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.).
Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция речи.
Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к
обучению в школе.
Дети дошкольного возраста активно делятся своими
впечатлениями от пережитых событий, но часто испытывают трудности и поэтому без
желания берутся за составление рассказов по заданной теме. Многие дошкольники,
а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно
сформированным навыком построения связного высказывания, неспособностью
грамотно и доступно сформулировать вопрос и дать развернутый ответ. Их реплики
односложные, отличаются непоследовательностью, состоят из отдельных фрагментов,
логически не связанных между собой, уровень информативности (в том числе
словарный запас) и уровень культуры речи (интонации, громкость голоса, темп,
дикция) при этом очень низкие.
Причин отставания развития речи много, среди них:
подмена живого человеческого общения зависимостью от
компьютера, недостаток общения родителей со своими
детьми, игнорирование речевых трудностей. Одной из главных
причин является незнание механизмов развития произвольности процесса
запоминания. В этом случае родители занимаются с ребенком, дают ему много
информации, но жалуются на плохую память детей.
Информацию взрослые дают, но ребенок не ставит перед
собой задачи ее запомнить. Как говорят, «в одно ухо влетело, в другое
вылетело». Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно
– нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном
возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности
психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.
В зависимости от того, какие ощущения преобладают,
говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др. Зрительная память
связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память –
это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,
например, музыкальных, речевых и т.п. Эмоциональная память связана с пережитыми
и сохраненными в памяти чувствами, которые выступают как сигналы, либо побуждающие
к действию, либо удерживающие от него. Например, всплывающие по ассоциации
отрицательные эмоциональные переживания могут вызвать у ребенка нервозность,
скованность и т.п. при выполнении какой-либо деятельности. Наоборот,
положительные эмоциональные переживания тонизируют ребенка, делают его
уверенным в своих силах. Необходимо помнить, что на эмоциональный памяти
основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции,
запоминается им без труда и на более длительный срок.
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение
спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и
долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).
Для последней необходимо: понимание, осмысление информации (механически
выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро); повторение
информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, необходимо
повторять в первый день 2-3 раза, во второй день – 1-2 раза, в третий-седьмой
день – по одному разу, затем одно повторение с интервалом 7-10 дней).
В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Запомнить
что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным,
образовать ассоциацию. Основными процессами памяти являются запоминание
(направлено на сохранение в памяти полученных впечатлений – предпосылка
сохранения), сохранение (активная переработка, систематизация, обобщение
материала, овладение им), воспроизведение (восстановление прежде воспринятого в
отсутствие объекта).
То есть без опоры на мыслительную деятельность, на
понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для
ребенка. Вот почему важно в развитии этого познавательного психического
процесса ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать
ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Формирование произвольной памяти связано с
механическим дословным многократным повторением, логическим пересказом,
образным запоминанием и мнемотехникой. Приемы мнемотехники на современном этапе
наиболее актуальны, так как являются ключом к познанию действительности, а не
стремлением к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной
системе воспитания.
Большой энциклопедический словарь дает следующее
определение мнемотехнике (или мнемоники): от греч. Mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность
приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором
Самосским в 6 веке до н.э. Мнемотехникой интересовались Цицерон, Квинтилиан,
Джордано Бруно, Аристотель, который обучал этому искусству своего ученика
Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике,
обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт. Известно, что уже в Древней
Грециилюди успешно применяли приемы мнемотехники, запоминая очень большой,
часто бессмысленный материал для публичных выступлений. На Руси ярким примером
мнемотехники является славянская азбука. Ближе к нашему времени мнемоника
изучалась параллельно с исследованиями психологов, Так, в 80-е годы 19 века
немецкий психолог Герман Эббингауз, изучал память сепаратно, отделив ее от
логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания
бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее. В советский период в
нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые-психологи: А.Р. Лурия, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. Советские методисты, дидакты, учителя
не афишировали свои «искусственные запоминания», «противоречащие осознанному
научному освоению учебного материала». Начиная с конца 80-х годов стали
выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и
элементы мнемотехники.
Выделяется несколько направлений мнемотехники.
Народная мнемотехника используется людьми в обыденной жизни, помогая запоминать
исторические даты, имена, адреса, телефонные номера и многое другое (значки на
мониторе компьютера, дорожные знаки, обычный алфавит, азбука Морзе).
Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и
использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания
последовательности изложения длинных речей. Цирковая (эстрадная) мнемотехника
основывается на кодировании информации в жесты, слова, мимику лица, интонацию
голоса, в порядок слов в предложении и т.д. В спортивной мнемотехнике
соревнуются по двум основным показателям: скорости запоминания информации и
объему запоминаемых за один раз сведений. В современной мнемотехнике есть
теоретическая база, в которой ранее известные приемы запоминания существенно
дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на
решение тех или иных задач. Педагогическая мнемотехника основана на
наглядно-образном мышлении, более доступна, понятна большинству и проста в
применении.
Мнемотехника в дошкольном образовательном образовании
– это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний
об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и
воспроизведение информации, и развитие речи.
Мнемотехнические инструменты в дошкольной педагогике
называют разными терминами: у В.К. Воробьевой это - сенсорно-графические схемы,
Т.А. Ткаченко использует предметно-схематические
модели, В.П. Глухов рассматривает блоки-квадраты, Т.В. Большеваговорит о коллажах, Л.Н. Ефименкова – о схемах составления рассказа.
Мы работу по мнемотехнике строили от простого к
сложному. Начинали с простейших мнемоквадратов, в которых изображены 4–5
схематичных рисунка. Более эффективны они были при пересказе небольших и
доступных по содержанию текстов, тем самым поддерживался интерес и развивалась
речевая активность. Когда дети научились использовать мнемоквадраты,
постепенно вводилимнемодорожки, состоящие из 3-4 мнемоквадратов, затем -
мнемотаблицы.
Мнемотаблица (схема, модель) - это графическое или
частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых
действий и др. Опорным в таблице было изображение главных героев сказки или
рассказа, а так же тех предметов, действий и явлений, которые «завязаны» вокруг
них.Мнемотаблицы должны быть понятны детям. И если в начале работы мы
использовали готовые таблицы с рисунками, которые составляли сами, то в
дальнейшем замысел по созданию моделей (схем, рисунков) мы обсуждали с детьми.
В моделях отображали обобщенный образ предметов, раскрывали существенное в
объектах.
Мнемотаблицымы использовали для обогащения словарного
запаса, при обучении составлению рассказов, пересказах художественной
литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихотворений.При
этом старались соблюдать главные условия: рассматривание таблиц и разбор
изображений, перекодировка информации, пересказ с опорой на символы (образы) –
отработка метода запоминания, графическая зарисовка мнемотаблицы.
Основными видами работы по мнемотаблицамбыли:
заучивание материала по готовой таблице, раскрашивание таблицы, дорисовывание
недостающих символов, восстановление нарушенного порядка символов, составление
таблиц из готовых рисунков-символов, рисование рисунков-символов, придуманных
самостоятельно, все перечисленное предполагает последующее заучивание
материала.
Интересным мы считаем использование мнемоколлажа –
учебного пособия, в структуру которого входят различные картинки, буквы,
геометрические фигуры, цифры, кодирующие определенную информацию. Опираясь на
методику Т.В. Большевой, детям объясняли, что коллаж похож на «салат», в
который берется и смешивается много различных продуктов, и получается новое
вкусное блюдо. Мнемоколлажи развивают фантазию, умение соединять в один сюжет
не связанные, на первый взгляд, между собой картинки, способствуют получению и
закреплению определенных знаний о предмете коллажа. Эти учебные пособия
позволяют закреплять различные методы запоминания, развивать фотографическую
память.
Работу по мнемотаблицам мы старались связать с
технологией ТРИЗ, рекомендациями Т.А. Сидорчук. Так, для составления рассказа
по картине готовили запас слов, для чего выделяли объекты, изображенные на
картине, производили группировку по какому-либо признаку: по принадлежности к
природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и др. Для
составления осмысленного рассказа по картине устанавливали взаимосвязи между
объектами, изображенными на ней, для чего соединяли выделенные ранее объекты,
выбирали любые два и объясняли, почему их можно соединить. Взаимодействие между
объектами устанавливали на разных уровнях: физическом (касание, давление и
др.), эмоциональном (нравится, не нравится, заботится, любит и др.), по
взаимному расположению и т.д. При составлении рассказа-описания мы представляли
возможные звуки, запахи, которые могут исходить от объекта, изображенного на
картине, определяли съедобно-несъедобное, оценочные отношения героев картины к
признаку, говорили о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.
Мы находимся на начальном этапе изучения и внедрения
элементов технологии ТРИЗ в практику, что будет нашей дальнейшей целью.
Исследования в этом направлении считаем эффективными и необходимыми. На
сегодняшний же день внедрение в работу мнемотаблиц с элементами ТРИЗ уже
позволяет увидеть результат: дети стали преодолевать робость, активнее работать
на занятиях, у них начали концентрироваться наблюдательность, внимание, память,
усидчивость; повысились творческое воображение, логическое и образное мышление;
они пытаются правильно оформлять мысли в виде предложения, составлять рассказы
из пяти и более предложений;у них появился интерес к заучиванию стихотворений,
потешек, пересказу текстов, придумыванию историй; увеличился круг знаний об
окружающем мире.
Таким образом, способность запоминать, ясно говорить и
рассуждать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления, внимания и
активной деятельности ребенка. Нарушения в работе этих процессов сделают
практически невозможным произвольное запоминание и полноценное развитие речи.
Поэтому, чем раньше дети будут рассказывать и пересказывать, используя
мнемотехнику и схемы-модели, тем лучше будет развита у них связная речь,
являющаяся важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его
к школьному обучению.
Список литературы
1.
Большой
энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.:
Сов.энциклопедия, 1991.
2.
Алексеева, М.М.,
Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:
методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина.
- М.: Просвещение. - 1997.
3.
Барсукова, Е.Л.
Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
4.
Большова, Т.В.
Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники.
СПб.,2005.
5.
Громова, О.Е.,
Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические
материалы по развитию речи детей 5–6 лет. Москва, 2005.
6.
Козаренко, В.А
Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» - М., 2002.
7.
Малетина, Н.С.,
Пономарёва, Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное
воспитание, 2004. - №6. - С. 64-68.
8.
Омельченко, Л.В.
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед, 2008. -
№4. - С.102-115.
9.
Сидорчук, Т.А. Методы
формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие
для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая образцовая типография»,
2015. – 248 с.
10. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 8-е изд., перер. и
доп. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
11. Широких, Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок
в детском саду, 2004. - №2. - С.59-62.
Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва
Комментариев нет:
Отправить комментарий