Есть ли
методические рекомендации к составлению адаптированной программы в ДО?
Адаптированная программа — один из самых злободневных вопросов,
так как для системы дошкольного образования пока нет федеральных
методических рекомендаций по её составлению,
пока они существуют только в
контексте начального общего образования. Поэтому составление адаптированной
программы вызывает затруднения. Возможный выход — использование методических
материалов по введению ФГОС в начальном общем образовании. Например, на сайте Минобрнауки
России размещены проекты адаптированных основных образовательных программ для
детей с различными нарушениями развития. Кроме того, есть ФГОС ДО, в котором
прописана и структура основной образовательной программы дошкольного
образования, и рекомендуемое содержание разделов. На эти документы и стоит
опираться при составлении адаптированных программ, других рекомендаций на
сегодняшний день нет.
Как не
путать понятия «адаптированная образовательная программа» и «адаптированная
основная образовательная программа»?
Есть два понятия: «адаптированная образовательная
программа» и «адаптированная основная образовательная
программа». Важно понять следующее:
Если в группе один ребёнок с ОВЗ (или с
каким-либо одним ограничением здоровья), то детский сад работает по основной
образовательной программе, а для этого ребёнка пишется адаптированная
образовательная программа.
Если в детском саду есть группа со схожими нарушениями (например,
это группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, зрения
или опорно-двигательного аппарата и др.), то для целой группы детей
пишется адаптированная ОСНОВНАЯ образовательная программа.
То есть это две разные программы. Руководителям необходимо
определить контингент детей и в соответствии с особенностями контингента
разрабатывать программы.
На что
опираться при составлении адаптированной программы?
К сожалению, сейчас не существует разработанных, например, для
детей с нарушениями зрения или для детей с ЗПР программ, соответствующих ФГОС и
современным требованиям. Все они написаны по канонам, которые действовали до
введения ФГОС. Исключение может составить программа Н.В. Нищевой,
которая размещена в навигаторе образовательных программ дошкольного образования
на сайте ФИРО.
Однако это не значит, что педагоги не могут опираться на
проверенные программы, прошедшие апробацию в системе дошкольного образования.
Они могут пользоваться любой программой, но скорректировав её, взяв то, что
соответствует ФГОС. То есть, по сути, это создание собственной программы, но с
возможной опорой на уже существующую. Какие конкретно вносить корректировки —
зависит от контингента детей.
Поэтому дать общую рекомендацию «возьмите эту программу и
работайте по ней» невозможно. Наверное, нужно смотреть на работу
образовательных организаций, которые уже имеют в этом некоторый опыт. Например,
можно посмотреть программу для детей с ОНР Т.Б. Филичевой и Г.В.
Чиркиной, для детей с нарушениями зрения — программу Л.И. Плаксиной.
Я бы не сказала, что это рекомендация, я просто называю известные в системе
дошкольного образования программы для детей с различными нарушениями. Но ни
одна из них не включена сейчас в навигатор.
Об
индивидуальном подходе в составлении адаптированной программы
Если группа имеет комбинированную направленность, то есть наряду
с обычными детьми там находятся и дети с ОВЗ, необходимо, конечно,
рассматривать каждого ребёнка индивидуально, для каждого писать
адаптированную образовательную программу.
Нужно не забывать о детях-инвалидах. Для них
обязательно составляется индивидуальная образовательная программа.
Здесь нет никаких расхождений.
Введение
ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ
С 1 сентября 2016 года планируется
введение федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования для детей с ОВЗ.
Таким образом, стандарт уже выпущен и существует как документ.
Сегодня в каждом регионе есть «дорожная карта» по его введению. Но по
дошкольному образованию пока нет документов, нормативов, которые стоило бы
обсуждать. Поэтому пока нужно ориентироваться на начальное образование.
Также обстояло дело с государственной программой «Доступная
среда». Сначала она была реализована в общеобразовательных учреждениях, а
потом вышла на уровень дошкольного образования. Так что всё ещё впереди.
иинтересно...
ОтветитьУдалить