Из опыта
работы воспитателя Светланы Юрьевны (гр "Солнышки-подсолнышки")
Целью нашего плана является формирование у детей
целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к
окружающей среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в
природе, умения жить в относительной гармонии с неё.
Занятия построены по принципу развивающего обучения и
направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи
дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет
в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению
знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической
деятельности воспитателя и детей.
Занятия построены согласно временам года. На каждое
время года составлено по 4 – 5 занятий.
Занятия состоят из трех частей:
1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);
2 часть – игра экологического или природоведческого
направления;
3 часть – опытническая деятельность, продуктивная
деятельность.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного
возраста является игра. Поэтому в наших занятиях используются различные
дидактические игры.
Также в нашем плане есть дидактический игры, которые
мы рекомендуем использовать в совместной деятельности.
Мы использовали рекомендации из учебного пособия Л.М.Маневцовой
«Мир природы и ребенок». Занятия использованы из практического пособия Т.М.
Бондаренко «Экологические занятия», Л.Г.Горьковой «Сценарии занятий по
экологическому воспитанию». Экологические игры запланированы согласно
плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство», В.И. Логиновой.
Опыты запланированы из плана-программы «Детство», В.И. Логиновой, Н.Н.
Кондратьевой, и из программы «Наш дом – природа», Н.А.Рыжовой.
Цели и задачи экологического воспитания в старшей
группе.
Продолжать и совершенствовать работу, начатую в
средней группе.
Основные задачи экологического воспитания в
старшей группе:
· Расширять
представления о растительном и животном мире;
· Развивать умение
наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные
признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
· Уточнять
представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем
мире;
· Воспитывать
любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
· Учить
различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев,
цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых
растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных
растения;
· Учить
различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их
детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
· Учить
различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и
земноводных.
Советы и рекомендации педагогам. Педагог должен давать детям по возможности высказывать свои впечатления от
наблюдений при родных объектов, уточнять формулировки, дополнять ответы детей.
Очень важно давать фактически точные сведения о природных явлениях и т.п.
целесообразно учить играть с детьми в природе, не нанося ей ущерба.
Организованное обучение
|
Совместная деятельность
|
Сентябрь
|
|
1. Работа
дежурных в уголке природы.
Цель: Познакомить детей с приемами
ухода за растениями и животными, названиями обитателей уголка природы, их
основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья,
кормить животных, мыть и чистить места их обитания в группе, ухаживать за
ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка
природы.
Дидактическая игра «Чем их накормить?»
Рисование животных и растений уголка природы.
|
1.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять
представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные),
воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
2.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания
детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать
мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
|
Октябрь
|
|
1. Планета Земля в
опасности.
Цель: Дать детям представления о том,
что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода,
суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут
растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый
воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о
содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии
человека на природу.
Словесно-дид.
игра «Подбери признак».
Опыт: «Пламя загрязняет воздух».
2.
«Природа – чудесница».
Цель: Показать детям
многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью
животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение,
фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему
живому и прекрасному.
Д/ игра
«Ты чей, листок?».
Опыт: «Длина тени».
|
1.
Дидактическая игра
«Где
растет?».
Цель: учить детей группировать
овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку,
дисциплинированность.
2.
Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».
Цель: Развивать и закреплять знания
детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах
сбора в лесу.
|
Ноябрь
|
|
1. Природа
живая и неживая.
Цель: Формировать представления детей о
природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от
искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей;
развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять:
воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
Д/игра
«Живое и неживое».
Опыт: «Свойства песка».
2. Дикие животные готовятся
к зиме.
Цель: Уточнять знания
детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности
внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и
поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к
природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и
прекрасному, что нас окружает.
Загадки-описания
«Когда это бывает?».
Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло».
|
1.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Уточнять и закреплять знания
детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое
мышление, речь.
2.Дидактическая
игра «Угадай по описанию».
Цель: Развивать и закреплять знания о
внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.).
Развивать память, речь.
|
Декабрь
|
|
1. Обитатели уголка природы.
Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях
уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей:
растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных
условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления
детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть
разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное
отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них.
Дидактическая
игра «Чем похожи? Чем отличаются?».
Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек».
|
1.
Дидактическая игра
«Наши
друзья».
Цель: Расширять представления детей об
образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе
за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к
ним.
2.
Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».
Цель: Закрепить знания детей о
растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес,
поле, луг, водоем).
|
Январь
|
|
1. Экскурсия в зимний парк.
Цель: Развивать наблюдательность у
детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период.
Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение
анализировать и делать элементарные выводы.
Игра «Где
спрятался зайчик?».
Опыт: «Греет ли солнышко зимой?».
|
1.
Настольно-печатная игра
«Прогулка
в лес».
Цель: Уточнять и закрепление знаний
детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу
и его обитателям.
2.
Настольно-печатная игра
«Зоологическое
лото».
Цель: Развивать и закреплять знания о
диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих
животных.
|
Февраль
|
|
1. Рассматривание веток
деревьев.
Цель: Уточнять представления детей о
деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/,
что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать
бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края.
Д/игра
«Магазин «Семена»» (семена деревьев).
Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).
2. Чистая вода – богатство страны.
Цель: Закреплять представления детей о
планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых
существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в
жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
Словесно-дид.
игра «Кому нужна вода?».
Опыт: «Уводы нет вкуса, нет
запаха».
|
1.
Дидактическая игра «С какой ветки детки?».
Цель: Развивать и закреплять знания
детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в
лесу, в парке.
2. Настольно-печатная
игра – лото «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания
детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
|
Март
|
|
1. Водоемы
родного края.
Цель: Учить детей грамотно отвечать на
вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к
природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей
эстетическое восприятие, любовь к природе.
Загадки-описания «Мы – водные животные».
Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).
|
1.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания
детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений,
живых существ (рыб, птиц, земноводных).
2. Дидактическая
игра «Рассели животных по домам».
Цель: Развивать и закреплять знания
детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
|
Апрель
|
|
1.
«Насекомые».
Цель: Расширять знания детей об
особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить
анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать
обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы.
Активизировать память и внимание детей.
Словесно-дид.
игра «Четвертый лишний».
Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на
поверхность земли.
2. КВН
«Друзья природы».
Цель: Обобщать и
систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и
домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о
связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях
наших меньших.
|
1.
Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Цель: закреплять знания детей о
растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный
цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
2.
Настольно-печатная игра
«Прогулка
в лес».
Цель: Уточнять и закрепление знаний
детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу
и его обитателям.
|
Май
|
|
1. «Весна
– красна».
Цель: Уточнять знания детей о
последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать
учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
Познакомить с образом весны в произведениях искусства. Воспитывать чувство
прекрасного и любви к природе.
Д/игра «Когда это бывает?».
Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами).
|
1.Дидактическая игра
«Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания
детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород,
грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
2.Дидактическая игра «Съедобное – не
съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания
детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий