17 высказываний Ю.Б. Гиппенрейтер, которые помогут понять наших детей.
Про воспитание
Воспитание ребенка — это не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Я не люблю глагол «воспитывать». Он слишком часто ассоциируется с
такими действиями, как заставлять, принуждать, требовать,
контролировать, проверять. Поэтому лучше сказать не «воспитывает», а
«растит». Помогает расти. Чтобы когда-нибудь ребенок вырос и мог жить
среди других людей, самостоятельно.
Вспомните фреску Микеланджело: Бог сотворяет Адама. Их руки вот-вот
встретятся; мощная, мускулистая рука Бога устремляется к протянутой руке
Адама. Взрослый — носитель знаний, мудрости, этических принципов. И он
передает все это своему ребенку.
Когда ребенок вырос и может жить самостоятельно, взрослый должен свою
руку отодвинуть. Потому что рука ребенка уже обрела собственную силу. Он
индивидуум, личность. Родительская миссия окончена. Тогда остаются
только их личные чувства друг к другу, их любовь, дружба между
родителями и ребенком.
Воспитание — это насилие над ребенком. У каждого ребенка свой процесс
осмысления, свой темп развития, роста. Нам нельзя вмешиваться в этот
процесс, тем более вмешиваться неаккуратно. Это значит нарушать его!
Родители должны быть помощниками: это как с растением — его нужно
подпитывать, защищать, а не тянуть за верхушку, не торопить.
Про непослушание
Непослушание — единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.
Рассердить, чтобы получить внимание, — очень так типично для детей.
Подростковая мода подобна ветрянке — многие ребята ее подхватывают и
переносят в более или менее серьезной форме, а через пару лет сами же
улыбаются, оглядываясь назад. Но не дай Бог, родителям в это время войти
в затяжной конфликт со своим сыном или дочерью.
Дисциплина не до, а после установления добрых отношений, и только на базе них.
Ваш ребенок нуждается в отрицательном опыте, конечно, если тот не
угрожает его жизни или здоровью. Позволяйте ребенку встречаться с
отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Дети часто думают, что родители — «железные Феликсы», просто потому,
что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с
ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это
услышать». Вывод он сделает сам. Главное — быть искренними и не
манипулировать его чувствами.
Про самооценку
Самооценка ребенка меряется его поступками. Хорошо учусь — я молодец.
Помогаю маме — я молодец. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И
если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему
становится очень плохо.
Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
Про школу
Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления
и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху
заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их
выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных
людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не
переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой
глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него
пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям
приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону
ребенка. Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает,
значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом
направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не
должен».
Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала
учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и
десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень
люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант
ответа.
Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я
вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой
неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти
и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это
благодаря вашим усилиям». Учителя тоже люди. Их иногда важно успокоить и
поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее. Но оценка
вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни
говорили, вы все равно его любите.
Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.
источник
Про воспитание





Про непослушание






Про самооценку

Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки — ему все равно.
Про школу





источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий