|
|
Сейчас проблемы ФГТ обсуждаются на разных уровнях и вызывают массу вопросов. Об этом, открывая конференцию, говорила Лариса Алексеевна Парамонова, доктор педагогических наук, директор НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца.
– Есть разночтения и в самом документе, и в разъяснениях. В журнале «Дошкольное воспитание» № 5 размещены разъяснения министерства, но они не дают конкретных ответов.
Например, там сказано, что вначале будут разработаны примерные программы, на основе которых образовательные учреждения создадут свои программы. В итоге получается неправильное представление о том, что практики должны делать, и вообще какова их главная задача. Другое дело, что 20% своей программы они, безусловно, должны сами наполнить, с учетом своих традиций и направления работы. У кого-то, например, художественно-эстетическая направленность, а у кого-то – экологическая. Наша задача – не пуститься в критику ФГТ, хотя, действительно, много оснований для того, чтобы их серьезно покритиковать. Но это будет не конструктивно. Мы должны определиться в дальнейшей работе на примере тех доработок, которые уже сделаны с учетом ФГТ в программе «Истоки». Безусловно, будут еще программы помимо единой, которые хорошо зарекомендовали себя, иначе мы потеряем вариативность. И они будут созданы с учетом ФГТ.
В программе «Истоки» остались теоретические обоснования А. В. Запорожца об амплификации ребенка в противовес теории об интенсификации ребенка. Очень важный момент связан с реализацией деятельностного подхода, который выработали А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие.
В требованиях он заявлен, но не выдержан. Единство аффекта и интеллекта, эмоциональности – важный лейтмотив нашей программы. Основной тезис Л. С. Выготского – обучение впереди развития, который направлен на потенциальные возможности детского развития, а не на то, чем он сейчас владеет. Поэтому в структуре нашей программы учтены потенциальные возможности каждого возраста.
И это важно. |
|
|
В требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности. Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – лепить, третий – играть на барабане? Все равно должна быть система обучения, и слово «занятие» в программе, конечно, присутствует, но нужно отличать его от школьного урока. Игра – ведущая деятельность, направленная на социализацию, формирование психических качеств ребенка. Но игру нельзя подчинять решению дидактических задач. Обучение и самодеятельная игра – два разных вида деятельности.
Программа в этом смысле выдерживает именно традиции, которые устоялись, которые показали, что они правильны по отношению к развитию ребенка. Другой момент: в каких формах организовывать эти занятия? На интегративной основе, они не должны быть сами по себе. Как создать условия, чтобы полученное на занятиях ребенок использовал в самостоятельной деятельности и т. д. Но это все можно указать в методиках, а в программе реализовать чрезвычайно трудно.
На конференции выступили сотрудники НИИ дошкольного образования им. А. В. Запорожца по ряду наиболее актуальных проблем дошкольного образования.
Алла Генриховна Арушанова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, осветила проблему общения и речевого развития (коммуникационной способности) дошкольников. Задачи речевого развития в программе «Истоки» имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особое внимание в программе уделено задачам развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, которые составляют также основную часть показателей развития речи. В рамках психолого-педагогической работы, реализуемой в образовательной области «Коммуникация», выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи. Много внимания уделено игровым формам обучения общению – словесным играм, играм-драматизациям, инсценировкам, сюжетно-дидактическим играм, играм парами, играм в «читающего человека» и т. п.
В выступлении Екатерины Вячеславовны Трифоновой, кандидата психологических наук, зав. лабораторией НИИ, были затронуты наиболее важные положения Федеральных государственных требований, связанные с проблематикой детской игры. В выступлении было подчеркнуто, что игра как основная форма работы с детьми дошкольного возраста и игра как ведущая деятельность должны быть четко разведены в педагогическом процессе детского сада. Доминирование игры как формы работы с детьми может приводить к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации. Игра может использоваться как образовательный метод, но она не должна использоваться как образовательный метод постоянно. Ведущая деятельность, представленная самодеятельными детскими играми, также должна иметь возможность развиваться, а не использоваться только в инструментальных целях, для нее должны быть созданы специальные условия. Именно эти игры обеспечивают развитие по онтогенетической линии, способствуют успешному формированию возрастных новообразований.
Проблемы эстетического развития ребенка были раскрыты в выступлениях Татьяны Геннадьевны Рубан, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника, и Ирины Николаевны Воробьевой, научного сотрудника. Направление «Художественно-эстетическое развитие» рассматривается в программе «Истоки» в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе психолого-педагогической работы по этому направлению – формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности, детское творчество, интеграция различных видов художественной деятельности. Проблеме интеграции было уделено в выступлении особое внимание. Также была раскрыта специфика работы в рамках данного направления с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В переработанной программе «Истоки» в образовательную область «Художественное творчество» введен раздел «Дети в Музее изобразительного искусства», раскрывающий содержание работы по ознакомлению детей с миром высокохудожественных произведений и развитию художественного восприятия. Раздел «Художественный труд» вбирает в себя детскую дизайн-деятельность и базируется на традициях отечественных народных ремесел, что придает результатам детского художественного труда яркость, особый колорит.
Галина Васильевна Урадовских, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, раскрыла в своем выступлении содержание работы по сенсорному развитию детей в разных видах деятельности. Это новый раздел для программы «Истоки», ранее задачи этого раздела решались в рамках направления «Познавательное развитие», не выделяясь особо. Сенсорное воспитание связано с решением двух основных задач: усвоения сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) и овладения способами обследования предметов в содержательной деятельности. Первая задача решается в раннем детстве в процессе предметной деятельности, в том числе со специальными дидактическими материалами, вторая – в дошкольном возрасте, в продуктивных видах деятельности (рисование, конструирование и др.).
Образовательная область «Труд» также является новой для программы «Истоки». Вопросы трудового воспитания старших дошкольников (формирование навыков самообслуживания, соответствующий возрасту хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, знакомство с трудом взрослых) раскрыла в своем выступлении Наталья Александровна Рыжова, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник. Она подчеркнула, что традиционные подходы к трудовой деятельности должны разумно сочетаться с инновационными, так как за последние годы наше общество сильно изменилось, а современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлого столетия. Труд в природе должен нести не только воспитательную нагрузку, но и способствовать познавательному развитию ребенка, формированию у него представлений о взаимосвязях в природе, навыков экологически грамотного поведения и реализации идей устойчивого развития. |
|
|
Ксения Юрьевна Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Московского института открытого образования (МИОО), говоря о «Разработке образовательных программ ДОУ с учетом Федеральных требований к программам», отметила:
– Методическая служба города должна в этом году сделать следующий шаг – договориться с авторами основных программ, чтобы они рассказали, в чем у них будут заключаться изменения в соответствии с ФГТ.
Почему мы все так испугались, получив эти требования? Ведь мы с вами знаем, что в законе об образовании есть пункт о вариативности программ. И на сегодняшний день вариативность никто не отменял. Любая инновация не может совершиться в одночасье. Вчера работали так, а с 1 сентября все по-новому – переписываем, переделываем. Даже само министерство взяло время для разбега. Сначала вышли Федеральные требования к основной образовательной программе. Позднее будут опубликованы требования к условиям реализации образовательной программы. В 2011–2012 годах выйдут вариативные программы. Предположительно будет назначена экспертиза. Все программы, которые будут переработаны и соответствовать ФГТ, будут жить. В недавнем прошлом были приняты временные критерии к условиям оценки деятельности дошкольных учреждений. Разве мы так резко изменили свои программы и содержание работы в детских садах? Нет.
Помимо программ, которые реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, теперь появился и обязательный нормативный документ. Произошло слияние двух позиций. Но не в содержательном плане, а в модели организации педагогического процесса, который сейчас и нужно переделать. |
|
|
Светлана Акимовна Козлова, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского городского педагогического университета, рассказала о своем отношении к ФГТ и проблемах, возникающих в связи с их внедрением:
– Когда ознакомились с приказом, то первое впечатление было положительным. Во-первых, мы увидели сложившееся положение об интеграции, положение о том, что ребенок не должен быть разрываем на части: воспитатель у него один, и он его формирует как личность. То, что во главу угла здесь поставлена интеграция, нам показалось привлекательным. Во-вторых, образовательные области тоже вызвали положительную реакцию: возвращен труд, за который мы очень переживали и страдали. Мы понимали, что когда читаешь лекции студентам, особенно вечерникам, спрашиваешь, труд есть у вас в детском саду, отвечают – конечно, есть. Каждый понимает, что без этого никуда не денешься. Ну а то, что труд теперь узаконили и вернули, безусловно, положительно. То, что введена социализация, тоже очень важно. Хорошо, что разделено здоровье и физическая культура. Нам это показалось вполне приемлемым и разумным.
Первое, что насторожило меня лично, – это слова о том, что должна быть обязательная часть и вторая часть. Это может быть возвратом к единой программе. Мы работали всегда по единой программе, но сейчас перешли этот рубеж и хотим работать по вариативным программам. Не по альтернативным, а именно по вариативным. У нас не будет методологических противоречий друг с другом. Но будут разные варианты видения этой программы.
Очень важно расставить акценты в том, что касается труда. В. Г. Нечаева в 1963 году провела углубленное и интересное исследование, как дети осваивают компоненты трудовой деятельности. И указала нам на то, на что мы не обращаем внимания. Мне кажется, что проблема здесь та же, что и в разговорах об игровой деятельности. Есть деятельность, и есть игра как форма организации.
В трудовой деятельности есть те предпосылки, которые нужно обязательно проводить в дошкольном возрасте. Например, такие, как планирование. Мы учим детей планировать? Учим. Но мы нечасто фиксируем на этом внимание. Я говорю это на основе знаний о практике и знаний от общения со студентами. Практики называют компоненты трудовой деятельности: цель, мотив, процесс.
И все. И мы пропускаем очень важный компонент, который именно в дошкольном возрасте начинает формироваться, – планирование своей трудовой деятельности. То, чем часто не владеют даже взрослые. Когда спрашиваешь, как вы начнете подготовку к экзамену, с чего, отвечают – с того, что залезу в Интернет. А как же планирование, выстраивание своей работы? Этого нет у детей и потому они плохо учатся. Они не умеют планировать свою деятельность. В труде нужно обратить внимание на формирование предпосылок трудовой деятельности. Умение анализировать процесс труда, умение анализировать, почему я не получил того результата, которого хотел добиться.
Я согласна, что в Федеральных государственных требованиях есть много того, что нужно дорабатывать, нужно уточнять, нужно, может быть, по-другому формулировать. Но это хороший толчок для нас с вами. И есть уверенность: раз нас поддерживает министерство, значит, мы на правильном пути.
Участники конференции, заслушав доклады и обсудив вопросы организации воспитательно-образовательного процесса и подготовки документации ДОУ в связи с выходом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, пришли к следующим выводам:
1. Федеральные государственные требования в целом отражают современные подходы к разработке общеобразовательной программы дошкольного образования (Программы), причем не только к ее структуре, но и к содержанию. Они задают единую основу для разработки вариативных образовательных программ, с опорой на традиционные направления развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое). В них фиксируется обязательность реализации таких принципов, как интеграция образовательных областей, комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, единство воспитательных, развивающих и обучающих задач.
2. На конференции было четко зафиксировано, что примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования (80% Программы) будут разрабатываться в соответствии с Федеральными требованиями. И до их широкого обсуждения дошкольные образовательные учреждения могут использовать в своей работе те комплексные программы, по которым они уже работали («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга» и др.). При этом каждое дошкольное учреждение имеет в своей образовательной программе 20% объема, отражающего региональный компонент, в который входит участие в деятельности проекта «Московское образование: от младенчества до школы» и проекта «Детский сад будущего», а также организация работы новых структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений (ЦИПР, лекотека, семейный детский сад, группы кратковременного пребывания и др.).
3. При аттестации и лицензировании образовательных учреждений в переходный период (до утверждения примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования) необходимо учитывать право каждого учреждения работать в соответствии с разработанной ранее образовательной программой, основанной на той или иной комплексной программе («Детство», «Истоки», «Развитие», «Радуга» и др.).
4. Признать удачным опыт проведения конференции, на которой была представлена комплексная программа «Истоки», переработанная в соответствии с федеральными требованиями. Московскому институту открытого образования, окружным методическим центрам организовать встречи с авторскими коллективами других переработанных комплексных программ.
5. Организовать систему городской экспертизы новой издаваемой методической литературы с целью создания рекомендательных списков для образовательных учреждений.
6. Поскольку в федеральных требованиях предлагается осуществлять образовательную деятельность в процессе разных видов детской деятельности, но опущены формы этой организации, следует признать одной из форм традиционно сложившееся систематическое использование занятий, отличных от уроков школьного типа и имеющих разные варианты их организации. При этом ведущая деятельность – игра, имеющая свою самоценность, – не должна использоваться только в целях решения образовательно-воспитательных задач.
В данной резолюции учтены основные предложения участников конференции.
Э.Л. Емельянова |
Комментариев нет:
Отправить комментарий