материал с сайта http://centr-bdd.ru/
Рекомендации по использованию обучающих и развивающих игровых пособий в дошкольных образовательных учреждениях
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни.
Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях.
Игры можно классифицировать по нескольким критериям: объем учебного материала в игровой ситуации; учебно-воспитательные цели; виды деятельности детей; формы организации игры; предмет моделируемой ситуации.
Эти критерии игры позволяют разделить их по типам и видам.
I. По объему используемого учебного материала:
*
тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;
*
комплексная – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.
II. По учебно-познавательным целям:
*
диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;
*
обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;
*
развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции, ориентировки на местности, внимательности и т.д.).
III. По виду познавательной и практической деятельности детей:
*
творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной ситуации;
*
алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;
*
комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.
IV. По форме организации игры:
*
индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;
*
групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;
*
фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и стремятся к единой цели игры.
V. По предмету моделируемой ситуации:
*
межличностная – моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;
*
ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.).
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию.
От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь.
Данные методические разработки проведены с целью исследования целесообразности использования в дошкольных образовательных учреждениях игровых пособий по изучению Правил дорожного движения.
Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.
Опираясь на проведенные исследования, авторы пришли к неутешительному выводу – во многих игровых пособиях по ПДД не выдерживается возрастной ценз: игра рекомендована для дошкольников от 3 до 6 лет – т. е. не учитываются психофизические особенности детей. Также стоит отметить большое количество дорожных знаков, используемых на игровом поле, не имеющих отношение к пешеходам. К сожалению, встречаются такие игры, в которых даже взрослому человеку, хорошо знакомому с Правилами дорожного движения сложно разобраться в ситуациях, изображенных на картинках.
Далее (Табл.1) дается перечень игровых пособий рекомендованных для использования в ДОУ.
Игры для проведения занятий по Правила безопасного поведения на дороге, рекомендуемые для использования.
Таблица 1
Краткие аннотации к играм, рекомендованным к использованию в дошкольных образовательных учреждениях:
«Транспорт» игра в дорогу – состоит из игрового поля с изображением различных видов транспорта. Целью игры служит ознакомление детей с автомобильным (грузовой, легковой, пассажирский), железнодорожным, водным видами транспорта и велосипедом. Попадая на кружок с картинкой, ребенок рассказывает, какой это вид транспорта и его основные функции. Доступна в понимании и удобна в применении, а также имеет правила игры.
«Улица» – в комплект игры входят методическое пособие и правила игры. Авторы при разработке исходили из двух принципов: во-первых, ребенок в данном возрасте чаще всего не является самостоятельным участником дорожного движения (то есть передвигается по дорогам в сопровождении взрослых) и, во-вторых, в возрасте до 6 лет не следует загромождать память детей большим количеством знаков. В связи с чем, в игре в доступной форме описываются 5 основных правил перехода дороги и поведения на остановке общественного транспорта. Данные иллюстрации оформлены с использованием соответствующих знаков.
«Азбука пешехода» - обучающая настольная игра-путешествие. В комплект входят рекомендации по проведению игры и основные правила поведения на дороге. На игровом поле изображены выписки из Правил дорожного движения, соответствующие ситуации. Игра включает два маршрута – движение пешком и на транспорте. В игровой форме ребенок осваивает основные правила поведения на дороге, знакомится с дорожными знаками и сигналами светофора.
«Умный шнурок» - игра состоит из вопросов и ответов, находя правильный ответ ребенок прокладывает себе путь к финишу с помощью шнурка. Интересна в исполнении и доступна в понимании.
«Светофор» - включает в себя пять различных по сложности игр ( лото «Дорожные знаки»; домино «Дорога»; игры: «Пешеходы»; «Водители»; «Водители и пешеходы». Укомплектована методическим пособием по Правилам дорожного движения для маленьких пешеходов. Игра способствует обучению правильному переходу дороги, знакомит с необходимыми дорожными знаками, встречающимися на пути пешехода, а главное учит правильному поведению на дороге. В рекомендациях по проведению игры дано не только описание, но и изображение различных знаков с полными комментариями.«Лото пешехода» - игра-лото знакомит с изображением и применением самых необходимых ребенку знаков дорожного движения, учит ориентироваться в разнообразных дорожных ситуациях, способствует воспитанию грамотного участника дорожного движения. Включает в себя рекомендации по проведению игры. Состоит из карточек с изображением различных вариантов поведения правильных и неправильных, что способствует развитию логического мышления и внимательности.
Демонстрационный комплект «Знаки дорожного движения» - состоит из 14 наиболее необходимых знаком при изучении с дошкольниками правил поведения на дороге. Удобен в эксплуатации.
Книжка-наклейка «Правила поведения на дороге» - в доступной форме с красочным изображением рассказывает о необходимости соблюдения правил поведения на дороге. С помощью наклеек дети принимают участие в процессе изучения, развивают сообразительность и мышление, запоминают основные правила, написанные на каждой странице.
К сожалению существует достаточное количество игр, содержащих неточности, а в некоторых встречаются и грубейшие ошибки, по обучению дошкольников правильному поведению на дороге (Таблица 2).
Игры для проведения занятий по Правилам безопасного поведения на дороге, не рекомендуемые для использования
Таблица 2
ЗАМЕЧАНИЯ к пособию для детей младшего дошкольного возраста развивающая игра «Правила дорожного движения» изготовитель ООО «Новое поколение».
Игра предназначена для обучения малышей правильному поведению на дороге, ознакомления с дорожными знаками, развития наблюдательности. В состав игры входит методическое пособие, рассказывающее о правилах игры. В данной игре допущены следующие ошибки и неточности:
*
В методическом пособии даются советы неправильного поведения на дороге: в разделе «Запомни» - посмотри сначала налево, потом направо, если ты не успел перейти улицу на зеленый сигнал светофора… остановись на островке безопасности. Следовать такому совету категорически нельзя, необходимо переходить проезжую часть, только если ты уверен, что сумеешь перейти ее за один заход, а также понятия островок безопасности в Правилах дорожного движения не существует.
*
В разделе «Как вести себя при выходе из транспорта» дается недопустимый совет: выйдя из автобуса, троллейбуса или автомобиля, обходи их сзади; выйдя из трамвая, нужно обойти его только спереди – эти советы недопустимы. Переходить проезжую часть можно только после того, как транспорт отъедет от остановки на достаточное расстояние и только по пешеходному переходу.
*
В разделе «Дорожные знаки» знаки названы неправильно: вместо знаков особых предписаний они названы указательными, информационные знаки также названы указательными. Вместо знака дорога для автомобилей представлен несуществующий знак.
*
В самой игре также допущены ошибки с расстановкой и использованием дорожных знаков: непосредственно у школы изображен дорожный знак «Дети» вместо знака пешеходный переход. Знак дети устанавливается для водителей на определенном расстоянии от учебного заведения.
*
Информационный знак «Тупик» расположен рядом со знаком «Подземный пешеходный переход», что означает, по видимому, тупик в пешеходном переходе.
*
Игра предназначена для детей с 3-х летнего возраста, что подразумевает более упрощенный вариант. В данном возрасте восприятие такого количества знаков нецелесообразно.
ЗАМЕЧАНИЯ к развивающей игре «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста, выпущенной ЗАО «Степ Пазл» под редакцией Евсеева М.Ю., Евсеевой Е.Л.
Данная развивающая игра составлена авторами Евсеевым М.Ю. и Евсеевой Е.Л. и предназначена для ознакомления детей (возраст необходимо уточнять) с дорожными знаками, средствами регулирования движения и опознавательными знаками транспортных средств. К таким играм необходимо прикладывать методические рекомендации для взрослых, описывающие не только правила игры, но и правильность названия и установки дорожных знаков. В игре допущены следующие ошибки и неточности:
*
на карточке изображен пешеходный светофор, состоящий из двух секций, а на ответной половинке светофор, не содержащий таких секций.
*
Знак «Пешеходный переход» 1.22, предназначенный для водителей объединен с карточкой, на которой дети переходят дорогу по пешеходному переходу. В данном случае должен стоять знак 5.19.1. или 5.19.2.
*
Знак «Дети», устанавливается для водителей, предупреждая их о возможности появления на данном участке детей, а на карточке он указывает играющим на пешеходный переход, что является грубейшей ошибкой
ЗАМЕЧАНИЯ к познавательной игре для детей 5-10 лет «Дорожные знаки», выпущенной ОАО «Радуга»
Предложенная игра для детей 5-10 лет предназначена для ознакомления с основными правилами дорожного движения, развития произвольного внимания и зрительной памяти. В данной игре допущены следующие ошибки и неточности:
*
На картинке при посадке в общественный транспорт пассажиры входят в среднюю дверь автобуса – посадка осуществляется только через переднюю дверь.
*
При изображении светофора и пешеходного перехода необходимо уточнить подпись «Движение запрещено» должна быть подпись «Движение запрещено автомобилям» либо «разрешено движение пешеходам» так будет более понятно.
*
Знак «Дети» в данном контексте подразумевает разрешение перехода, хотя в данном случае он рассчитан на водителей.
*
В таком возрасте, на который рассчитывают разработчики, дано большое количество знаков трудно усвояемых и ненужных. Например, ограничение скорости, подача звукового сигнала запрещена, учебное транспортное средство и т. д.
ЗАМЕЧАНИЯ к игре «Правила дорожного движения», выпущенной ООО «Московская мозаика»
Данная обучающая игра предназначена для закрепления знаний детей (возраст не указывается) о правилах поведения на дороге. В предложенной игре допущены следующие ошибки и неточности:
*
На карточке изображена ситуация с обходом автобуса и трамвая, даются рекомендации обходить автобус сзади, а трамвай спереди – это неправильно - необходимо дождаться пока транспорт отъедет от остановки и перейти дорогу по пешеходному переходу.
*
В теме «Что говорят сигналы светофора» в неправильной ситуации, когда мальчик переходит на красный свет, должна быть изображена «зебра» пешеходного перехода, в противном случае происходит неверное ориентирование ребенка - это место не может быть пешеходным переходом.
ЗАМЕЧАНИЯ к развивающей книжке с наклейками «Правила дорожного движения для маленьких пешеходов», выпущенной ООО «Теремок»
Данная книжка не имеет рекомендаций по возрастному использованию, а также в ней нет комментариев для взрослых, занимающихся с детьми такого возраста, на который рассчитывают авторы. В книжке присутствуют серьезные смысловые ошибки:
*
Обходи автобус и троллейбус сзади, а трамвай спереди;
*
Правило 7 сформулировано неверно «…для маленьких пешеходов: На велосипедах следует передвигаться во дворах…» когда ребенок катается на велосипеде, он не пешеход, а водитель
ЗАМЕЧАНИЯ к развивающей игре «Учим дорожные знаки», выпущенной ЧП Бурдина С.В.
Настоящая развивающая игра для детей дошкольного возраста ( авторы не удосужились конкретизировать возраст, что само по себе не корректно) знакомит с дорожными знаками, со светофором, но, к сожалению, не имеет методических рекомендаций по разбору дорожных ситуаций, а также в игре присутствуют ошибки:
*
На картинке с бегущими детьми авторы предполагают знак, которого не существует в природе.
*
На картинке с изображением автомобиля не всякий взрослый догадается, что подразумевался знак «стоянка».
*
Рядом со школой авторы предполагают знак «Дети», который устанавливается для водителей, и ни в каких случаях не на пешеходном переходе.
*
Картинка, изображающая заправочную станцию, для детей дошкольного возраста не несет поучительную информацию и является лишней.
В заключении необходимо отметить, что использование рекомендованных игровых пособий на занятиях с дошкольниками не только поможет в изучении правил поведения на дороге, но также научит осторожности и правильному поведению в различных дорожных ситуациях. Умение решать логические задачки в процессе игры сможет помочь и в жизненных ситуациях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий