Из опыта работы воспитателя Светланы Юрьевны (гр "Солнышки-подсолнышки")
Целью нашего плана является формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе, умения жить в относительной гармонии с неё.
Занятия построены по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Занятия построены согласно временам года. На каждое время года составлено по 4 – 5 занятий.
Занятия состоят из трех частей:
1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);
2 часть – игра экологического или природоведческого направления;
3 часть – опытническая деятельность, продуктивная деятельность.
Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в наших занятиях используются различные дидактические игры.
Также в нашем плане есть дидактический игры, которые мы рекомендуем использовать в совместной деятельности.
Мы использовали рекомендации из учебного пособия Л.М.Маневцовой «Мир природы и ребенок». Занятия использованы из практического пособия Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Л.Г.Горьковой «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Экологические игры запланированы согласно плану-программе воспитательно-образовательной работы «Детство», В.И. Логиновой. Опыты запланированы из плана-программы «Детство», В.И. Логиновой, Н.Н. Кондратьевой, и из программы «Наш дом – природа», Н.А.Рыжовой.
Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе.
Продолжать и совершенствовать работу, начатую в средней группе.
Основные задачи экологического воспитания в старшей группе:
· Расширять представления о растительном и животном мире;
· Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
· Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
· Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
· Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;
· Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
· Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.
Советы и рекомендации педагогам. Педагог должен давать детям по возможности высказывать свои впечатления от наблюдений при родных объектов, уточнять формулировки, дополнять ответы детей. Очень важно давать фактически точные сведения о природных явлениях и т.п. целесообразно учить играть с детьми в природе, не нанося ей ущерба.
Организованное обучение
|
Совместная деятельность
|
Сентябрь
| |
1. Работа дежурных в уголке природы.
Цель: Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, кормить животных, мыть и чистить места их обитания в группе, ухаживать за ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка природы.
Дидактическая игра «Чем их накормить?»
Рисование животных и растений уголка природы.
|
1. Дидактическая игра «Зоопарк»
Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
|
Октябрь
| |
1. Планета Земля в опасности.
Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.
Словесно-дид. игра «Подбери признак».
Опыт: «Пламя загрязняет воздух».
2. «Природа – чудесница».
Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.
Д/ игра «Ты чей, листок?».
Опыт: «Длина тени».
|
1. Дидактическая игра
«Где растет?».
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
2. Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
|
Ноябрь
| |
1. Природа живая и неживая.
Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.
Д/игра «Живое и неживое».
Опыт: «Свойства песка».
2. Дикие животные готовятся к зиме.
Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Загадки-описания «Когда это бывает?».
Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло».
|
1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
2.Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.
|
Декабрь
| |
1. Обитатели уголка природы.
Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей: растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них.
Дидактическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?».
Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек».
|
1. Дидактическая игра
«Наши друзья».
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
2. Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».
Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).
|
Январь
| |
1. Экскурсия в зимний парк.
Цель: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать элементарные выводы.
Игра «Где спрятался зайчик?».
Опыт: «Греет ли солнышко зимой?».
|
1. Настольно-печатная игра
«Прогулка в лес».
Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
2. Настольно-печатная игра
«Зоологическое лото».
Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания этих животных.
|
Февраль
| |
1. Рассматривание веток деревьев.
Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края.
Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).
Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).
2. Чистая вода – богатство страны.
Цель: Закреплять представления детей о планете Земля. Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.
Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».
Опыт: «Уводы нет вкуса, нет запаха».
|
1. Дидактическая игра «С какой ветки детки?».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
2. Настольно-печатная игра – лото «Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
|
Март
| |
1. Водоемы родного края.
Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Загадки-описания «Мы – водные животные».
Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).
|
1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
2. Дидактическая игра «Рассели животных по домам».
Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
|
Апрель
| |
1. «Насекомые».
Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание детей.
Словесно-дид. игра «Четвертый лишний».
Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли.
2. КВН «Друзья природы».
Цель: Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших.
|
1. Дидактическая игра «Цветочный магазин».
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
2. Настольно-печатная игра
«Прогулка в лес».
Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.
|
Май
| |
1. «Весна – красна».
Цель: Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Познакомить с образом весны в произведениях искусства. Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе.
Д/игра «Когда это бывает?».
Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами).
|
1.Дидактическая игра
«Соберем урожай»
Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
2.Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
|
Светлана Юрьевна, представленный Вами перспективный план хорошо продуман. Будет полезен нашим коллегам.
ОтветитьУдалитьСпасибо, хороший материал, буду пользоваться.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо за Ваш богатый материал, чувствуется заинтересованность педагога в вопросе экологического воспитания дошкольников, богатый педагогический опыт. А непосредственно перспективный план поможет в работе Ваших коллег и педагогов других дошкольных учреждений. Успехов!
ОтветитьУдалить