http://matveyrybka.ucoz.ru
Тема «Семантическое поле слова волк ».
Цели.
1. Образовательные. Формирование и расширение семантического поля слова “волк”, развитие валентностей слов.
2. Коррекционные. Автоматизация звука «л» в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Развитие зрительного восприятия детей. Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа.
3. Воспитательные. Воспитание у детей умения выслушивать до конца
товарища, не перебивая его. Воспитание любви к животным.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети стоят рядом со стульчиками.
Логопед. Посмотрите на изображения предметов на картинках. Сначала сядет тот, у кого название предмета начинается со звука [л]. Потом сядет тот, у кого в названии звук [л] в середине слова. Где звук [л] в остальных словах?
2.Работа с ядерным словом. Словоизменение. Падежные конструкции. Развитие зрительного восприятия.
Логопед. Отгадайте загадку.
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Дети. Это волк.
Логопед показывает детям картинку с изображением недорисованного волка.
Логопед. Кого не дорисовал художник?
Дети. Художник не дорисовал волка.
Логопед показывает детям картинку с изображением нескольких волков. Выбрать из них двух одинаковых.
Логопед. Кому мы нашли пару?
Дети. Мы нашли пару волку.
Логопед предлагает детям собрать разрезную картинку.
Кого собрали на картинке?
Дети. Мы собрали волка.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинку через кальку.
Кем вы любуетесь?
Дети. Мы любуемся волком.
Логопед предлагает узнать предмет по нарисованному на бумаге контуру из точек.
О ком будем сегодня говорить?
Дети. О волке.
3.Пальчиковая гимнастика.
Шёл по лесу серый волк,
Серый волк - зубами щёлк,
Он крадётся за кустами,
Грозно щёлкает зубами.
4.Звуковой анализ слова волк.
5.Образование родственных слов. Игра «Дерево родных слов».
Логопед читает рассказ.
В лесу живет волк со своею волчихой. Сам волчище большой и сильный. Волчица поменьше. В волчьем логове у них семь маленьких волчат. Самого маленького волчонка поймал охотник. Он назвал его волчок- лесной бочок.
Логопед. Подберите из текста родственные слова к слову волк.
Дети. Волчиха, волчица, волчонок, волчата, волчище, волчок.
Логопед. Мы назвали много слов - родственников. А без какого короткого
слова не было бы всех этих слов?
Дети. Всех этих слов не было бы без слова волк.
Игра «Чей, чья, чье, чьи».
Логопед. Чей хвост?
Дети. Волчий хвост.
Логопед. Чья лапа?
Дети. Волчья лапа. и т.д.
6.Называние слов, обозначающих действие предмета.
Логопед. Что могут делать волки?
Дети. Бегать, охотиться, выслеживать, выть, сидеть, лежать, спать, рычать и т.д.
7. Физкультминутка. Игра «Волки – лоси».
Играют две команды волки и лоси. По команде ведущего они выстраиваются напротив друг друга. Ведущий предлагает игрокам высказывание, и по хлопку-сигналу одна из команд ловит другую, которая убегает в “дом”. Если высказывание ведущего истинно, все происходит как в природе – волки ловят лосей, если высказывание – ложь, наоборот лоси ловят волков. Пойманный игрок становится членом противоположной команды.
Пример высказываний: волк - хищное животное (ист.); волк – домашнее животное (л.); волк принадлежит семейству кошачьих (л.) и т.п.
8. Называние слов, обозначающих признаки предмета.
Логопед. Подберите слова-признаки к слову волк.
Дети. Крупный, хищный, серый, опасный, зубастый, голодный, ловкий, быстрый, молодой, старый, сильный и т.д.
9. Инсценировка стихотворения.
Логопед читает стихотворение.
Добро и зло.
Голодный волк под елкой спал,
Вскочил и белку увидал,
А белка у дупла сидела
И не спеша орешки ела.
- Послушай, белка,- просит волк,-
Никак, никак не взять мне в толк,
С чего ты вечно весела?
- Не делала ни разу зла!
Логопед. Назовите слова со звуком [л] из текста.
Дети называют.
Вопросы по тексту. Ответы детей.
Дети надевают маски волка и белки. Инсценируют стихотворение. Следят за произношением звука [л].
Итог занятия.
Логопед. Над каким звуком работали? Какие новые слова запомнили?
Учитель-логопед Куленко Г.Б.
Комментариев нет:
Отправить комментарий