понедельник, 11 сентября 2017 г.

Роль оценки в формировании трудовых навыков детей при организации дежурств



По окончании работы дежурного, педагог должен ее оценить. На содержание оценки влияют следующие факторы:

·                         отношение детей к работе;
·                         взаимоотношения с товарищами в процессе труда;
·                         отношение к материалам и инструментам;
·                         степень самостоятельности в организации  и осуществлении трудового процесса;
·                         полученный результат, его качество. Результат качества работы дежурного чаще всего зависит от операционных навыков, поэтому оценка только качества будет влиять на их совершенствование.
Установлено, что существует зависимость между содержанием оценки педагога и нравственным развитием детей, в частности их взаимоотношениями .
Положительная оценка как нравственных, так и деловых качеств, способствует  формированию тех и других. В результате дети занимают благополучное положение в обществе сверстников, так как оцениваются ими с тех же позиций.
Положительная оценка только деловых качеств дежурных и редкая оценка нравственных приводит к недостаточно высокому уровню последних: однако дети занимают благополучное положение в группе.
Таким образом, через оценку дети получают информацию о правильности своих действий, поступков, что способствует их формированию и закреплению. Педагогическая оценка помогает детям вычленять нравственную сторону действий, демонстрирует соответствие или не соответствие их нравственным нормам, раскрывает дошкольникам критерии самооценки и взаимооценки.
В определении содержания оценки труда дежурного воспитатель исходит из поставленной задачи. Нужно добиваться при этом, чтобы в педагогической оценке не только констатировались успех или неудача, но и вскрывались их причины, ставились перед дошкольниками перспективные задачи.
Только правильная, соответствующая результату самооценка характеризует уровень самосознания и поэтому является стимулом развития личности. Одним из решающих факторов формирования самооценки дежурного является отношение педагога к детям и оценка им результатов их деятельности:
1.                Истинная педагогическая заинтересованность. Таких педагогов характеризует инициативность, последовательность в требованиях, эмоционально-положительное отношение к детям, деловая реакция на их ошибки и проступки.
2.                Подавление детской инициативы. Воспитатель раздражен, выполняет задания за дежурного, не учитывает мнение детей, указывает только на недостатки.
3.                Завышенные требования. Воспитатель никогда не хвалит дежурного, даже если он этого заслуживает. О результатах деятельности высказывается категорично или неопределенно.
4.                Заниженные требования, незаслуженно высокая оценка результатов дежурных.
5.                Формальное отношение, отсутствие интереса к то?
6.                Неустойчивое отношение: при анализе результаты работы дежурного и поступков воспитатели находятся во власти своих настроений.
Из перечисленных типов отношений воспитателя к деятельности дежурного, лишь первый способствует формированию у дошкольников адекватной самооценки, а сам педагог имеет авторитет в глазах воспитанников. Вот почему так важно в оценке труда дежурных высказать свое искреннее, заинтересованное отношение к их поступкам.
Содержание оценки может зависеть от особенностей организации труда. Так, в работе дежурных значимость каждого результата и его связь с другими выступает только после достижения конечной общей цели. Поэтому очень важно объединить всю проделанную работу в общий итог, так как в процессе дежурства каждый ребенок выполняет только одну операцию, нередко он принимает свое задание как отдельное и не улавливает его зависимость от заданий другим детям. Поэтому при распределении работы воспитатель представляет задание каждого из дежурных как часть общего дела. Оценивая совместный труд дежурного особенно на первых порах, воспитатель уточняет, кто что делал, а затем обобщает работу и подводит итог. Важно подчеркнуть, что от качества работы каждого зависит качество конечного результата.
С накоплением трудового опыта дежурного, в оценке деятельности, все в большей степени подключаются непосредственные участники, те, кто оказался свидетелем выполняемого процесса. Воспитатель систематически задает детям вопросы, нацеливающие на анализ успеха и ошибок.
В оценке деятельности дежурного может участвовать и весь коллектив группы.
Воспитатель должен помнить, что для оценки труда дежурного следует выбирать подходящий момент: нельзя ради этого отвлекать детей от их занятий. У дошкольников может возникнуть недовольство, да и воспитательный эффект не будет достигнут.
К оценке детской деятельности могут привлекаться все сотрудники детского сада. Очень важно, чтобы дети увидели реакцию тех, для кого выполнялась работа: радостные лица малышей, удовлетворение воспитателей нянь. Это является хорошим стимулом для последующего участия в дежурстве.
Оценка может исходить и от родителей. Сам факт, что они проявляют заинтересованность к работе детей, важен. А если еще это сопровождается и поощрением  и советами, то можно добиться глубокого эмоционального воздействия, стимулирующего потребность ребенка приносить пользу.
Оценивая детский труд, воспитатель формирует у ребят определенные навыки критического отношения к выполненной работе.
Вначале дети довольствуются лишь достижением любого результата. Они не видят допущенных ошибок, так как критерий оценки у них еще не сформирован. Затем начинают замечать допущенные ошибки, но не связывают их со своими неправильными действиями. Дошкольники пытаются найти причину ошибок или вне себя, или вообще не ищут их, а потому и не знают, как можно исправить ошибки. На третьем этапе дети сразу обнаруживают допущенную ошибку, но ее причину находят лишь с помощью наводящих вопросов воспитателя. На четвертом этапе - они не только сами замечают ошибку, но и находят ее причину, которую устраняют.
Одновременно у детей сформируется умение оценивать работу своих товарищей. Этот процесс можно разделить на четыре этапа:
1.                Дети, например, оценивая работу дежурного, просто перечисляют те дела, которые он выполнял, своего мнения не имеют, присоединяются к оценке воспитателя;
2.                Выражают свое одобрение, действиям дежурного, не раскрывая причин подобного отношения;
3.                По аналогичному поводу высказывают свое мнение, но уже аргументируют его;
4.                 Критически относятся к своему поведению, например перед дежурным.

Итак, оценивая детский труд, педагог исходит из воспитательных задач. Заинтересованная, содержательная оценка способствует нравственному развитию детей и совершенствованию их трудовой деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий