вторник, 14 ноября 2017 г.

Вопросы и ответы на сайте РЦОКИО



Сегодня была "в гостях" на сайте РЦОКИО,  конечно, интерес был не праздный, - искала важную информацию. И как часто бывает, что искала не нашла... Но нашла кое-что ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ  интересное и полезное.
А именно - раздел "Вопросы и ответы"
Приведу те вопросы, ответы, на которые нужно знать всем педагогам.

ВОПРОС: Может ли педагог с квалификацией учитель начальных классов или социальный педагог работать воспитателем без профессиональной переподготовки? Обязательно ли наличие высшего образования для работы воспитателем?
ОТВЕТ: Профессиональный стандарт педагога (приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» устанавливает единые квалификационные требования к педагогической деятельности по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (Обобщенная трудовая функция «В»): «высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».
Указанные характеристики Вашей квалификации (педагогическое образование) дают Вам право работать воспитателем без профессиональной переподготовки.
 ВОПРОС: Может ли руководитель образовательной организации являться председателем аттестационной комиссии образовательной организации или входить в ее состав?
 ОТВЕТ: Согласно пунктам 5–7 Порядка аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями и утверждаемыми распорядительным актом работодателя. Порядком аттестации не установлено запрета на включение в состав аттестационной комиссии руководителя образовательной организации. Таким образом, решение о вхождении руководителя образовательной организации в состав аттестационной комиссии, в том числе в качестве председателя, относится к компетенции образовательной организации.
 ВОПРОС: Какие распорядительные акты принимаются образовательной организацией, должно ли быть разработано в организации Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, а также Положение об аттестационной комиссии?
 ОТВЕТ: Для реализации организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких локальных нормативных актов как Положение об аттестации педагогических работников или Положение об аттестационной комиссии организации не требуется, поскольку Порядком аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий образовательных организаций и их полномочия.
В соответствии с Порядком аттестации образовательной организацией принимается:
- распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии (пункт 6 Порядка аттестации),
- распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику (пункты 8 и 9 Порядка аттестации).
Необходимо отметить, что локальные нормативные акты образовательных организаций, связанные с формированием аттестационной комиссии образовательной организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации, и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников (часть 2 статьи 81 ТК РФ), то есть выборного органа первичной профсоюзной организации.
 ВОПРОС: Какие распорядительные акты принимаются образовательной организацией? Должно ли быть разработано в образовательной организации Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, а также Положение об аттестационной комиссии?
ОТВЕТ: На основании раздела II Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации), аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должностям проводится аттестационными комиссиями самостоятельно формируемыми образовательными организациями .
Для реализации образовательной организацией своих полномочий по проведению аттестации и формированию аттестационной комиссии принятие таких локальных нормативных актов как положение об аттестации педагогических работников образовательной организации или положение об аттестационной комиссии образовательной организации не требуется, поскольку Порядком аттестации определены правила, принципы и основные задачи проведения аттестации педагогических работников организаций в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям, а также определены правила функционирования аттестационных комиссий организаций и их полномочия.
В соответствии с п. п. 6, 8, 9 Порядка аттестации образовательной организацией принимается распорядительный акт о создании и составе аттестационной комиссии, а также распорядительный акт о проведении аттестации, содержащий список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, с которыми работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
В соответствии с частью 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, связанные с формированием аттестационной комиссии образовательной организации, ее составом, вопросами проведения аттестации, списком педагогических работников, подлежащих аттестации и графиком ее проведения, принимаются с учетом мнения представительного органа работников, то есть выборного органа первичной профсоюзной организации.

ВОПРОС: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?
 ОТВЕТ: Прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям (пункт 8 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.
Следовательно, педагогические работники (за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка аттестации:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием) не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.
Отказ педагогического работника от прохождения такой аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания.
 ВОПРОС: Имеет ли право педагогический работник отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения аттестации на соответствие занимаемой должности? Каковы правовые последствия отказа работника от прохождения?
ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прохождение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности отнесено к их обязанностям.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать трудовую дисциплину.
Следовательно, педагогические работники, за исключением педагогических работников, поименованных в пункте 22 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации), не вправе отказаться от прохождения аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Отказ педагогического работника от прохождения от аттестации является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
  ВОПРОС: Требуется ли согласие руководителя организации на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории?
Вправе ли руководитель организации воспрепятствовать подаче педагогическим работником заявления в аттестационную комиссию?
Ответ: В соответствии с пунктом 24 Порядка аттестации аттестация в целях установления квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника. Согласия руководителя организации (либо согласования заявлений с руководителем организации) для прохождения педагогическим работником аттестации в целях установления квалификационной категории не требуется, поскольку в соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации педагогический работник самостоятельно обращается в аттестационную комиссию с заявлением.
Воспрепятствовать подаче заявления педагогическим работником в аттестационную комиссию руководитель организации не вправе.
 ВОПРОС: Необходимо ли педагогическим работникам одновременно с заявлением, рассматриваемым в течение 30 календарных дней, либо в период до начала аттестации представлять в аттестационную комиссию какие-либо сведения и материалы, удостоверяющие результаты их работы?
Ответ: Согласно пункту 27 Порядка аттестации, аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, которые рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения. Рассмотрение в течение указанного срока каких-либо иных сведений и материалов Порядок аттестации не предусматривает, из чего следует, что их представление одновременно с заявлением или в период, предшествующий началу аттестации, не требуется.
 ВОПРОС: С какой даты педагогическому работнику устанавливается первая (высшая) квалификационная категория?
Ответ: Квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается со дня принятия решения о присвоении первой (высшей) квалификационной категории педагогическому работнику аттестационной комиссией.
 ВОПРОС: Насколько длительным может быть период по истечении срока действия высшей квалификационной категории, дающий право педагогическим работникам обращаться в аттестационную комиссию?
 ОТВЕТ: Для педагогических работников, имевших высшую квалификационную категорию, срок действия которой по каким-либо причинам истек, пунктом 31 Порядка аттестации (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность») не устанавливаются сроки давности для обращения в аттестационную комиссию и прохождения аттестации в целях установления высшей квалификационной категории.
 ВОПРОС: Если воспитатель имеет высшую квалификационную категорию и переходит на должность старшего воспитателя, необходимо ли при этом проходить сначала аттестацию в целях установления первой квалификационной категории, а не ранее чем через 2 года – высшей квалификационной категории?
ОТВЕТ: Согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367 (с изменениями и дополнениями), должности служащих с наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей специалистов, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель (включая старшего)», «педагог дополнительного образования (включая старшего)», «тренер-преподаватель (включая старшего)», «методист (включая старшего)», «инструктор-методист (включая старшего)».
Согласно пункту 8 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.
 ВОПРОС: Если педагогическому работнику отказано в установлении высшей квалификационной категории, имеет ли он право сразу подать заявление на первую категорию?
Ответ: Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию, в том числе в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории.
  ВОПРОС: Имеет ли право аттестационная комиссия принять решение об установлении высшей квалификационной категории педагогическому работнику, пожелавшему (согласно его заявлению) пройти аттестацию на первую квалификационную категорию?
Педагогический работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, что не позволило ему по старому порядку пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с чем он вынужден был аттестоваться на первую квалификационную категорию. Может ли такой педагогический работник пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее, чем через 2 года после установления первой квалификационной категории?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений.
Поскольку согласно пункту 28 Порядка аттестации педагогические работники в заявлении указывают квалификационную категорию, на которую они претендуют, аттестационная комиссия не вправе принять решение об установлении квалификационной категории, на которую педагогический работник не претендовал.
Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 31 Порядка аттестации истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности, в том числе в случае, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.
Следовательно, в указанном случае работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.
 ВОПРОС: Может ли аттестационная комиссия принять решение об отказе в установлении квалификационной категории педагогическому работнику, если работник не прошел повышение квалификации в межаттестационный период?

ОТВЕТ: Установление квалификационной категории педагогическому работнику осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36, 37 Порядка аттестации педагогических работников (Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276) в число которых не входит обязательность получения дополнительного профессионального образования педагогическим работником (в том числе по программам повышения квалификации).
Однако, пунктом 5 статьи 47, пунктом 7 статьи 48, главы 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено «право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года», а «систематически повышать свой профессиональный уровень» является его обязанностью.
Формы дополнительного профессионального образования работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
 ВОПРОС: Подскажите пожалуйста, если воспитатель, имеющий высшую квалификационную категорию и стаж работы 20 лет, совмещает должность старшего воспитателя, то распространяется ли высшая категория воспитателя на должность старшего воспитателя? Надо подавать заявление ещё по должности старшего воспитателя?

ОТВЕТ: Согласно разделу III должностей педагогических работников Единого квалификационного справочника работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н) должности педагогических работников наименованием «старший» являются производными должностями от одноименных должностей, что подтверждается наличием общей квалификационной характеристики по таким должностям педагогических работников, как «воспитатель (включая старшего)».
Согласно пункту 8 раздела 1 «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться также при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Таким образом, квалификационная категория, установленная по перечисленным должностям, учитывается независимо от того, по какой конкретно должности она присвоена.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий