понедельник, 2 июля 2012 г.

Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГТ

Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее до­стичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного про­цесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совме­стимости сотрудников).
  5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  7. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
  8. Предоставляет отчетную документацию.
  9. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  10. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенно­стей детей.
  11. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз­вития на ПМПК.
  12. Участвует в комплектовании групп.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образова­тельного процесса.
  14. Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
  15. Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
  16. Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учрежде­нии и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педаго­гическим вопросам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников об­разовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
  7. Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
  8. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном уч­реждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  10. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
  11. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
  12. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экс­периментальной площадке.
  13. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  14. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  15. Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
  16. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные техно­логии, ИКТ-технологии).
  17. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
  18. Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
  19. Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенно­стей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у до­школьников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образова­тельной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим на­правлениям их профессиональной деятельности.
  5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблем­ные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршру­та дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреж­дения у них эмоционального выгорания.
  12. Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (рабо­та в паре).
  13. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  14. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные техно­логии, ИКТ-технологии).
  15. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  16. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).
  17. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем

  1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  2. Осуществляет психологическое сопровождение детей, особенно заикающихся, на музыкаль­ных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
  3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для комбинированных и компенсирующих садов).
  4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упраж­нений на музыкальных занятиях.
  5. Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
  6. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  7. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развле­чений и досуга, распределении ролей.
  8. Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию.
  9. Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации дви­жений, при подготовке к проведению праздников, досуга.
  10. Участвует в проведении музыкальной терапии.
  11. Организует психологическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных заня­тиях.
  12. Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  13. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С воспитателем по физическому воспитанию и инструктором по физической культуре

  1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физиче­скому развитию в рамках ФГТ.
  2. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.
  3. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия "здоровье" и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  4. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологи­ческих особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
  5. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
  6. Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, организуя соревнования между возрастными группами: старшей и подготовительной).
  8. Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
  9. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
  10. Участвует в организации взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и центрами (при наличии договора с ними).
  11. Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
  12. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
  13. Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне дет­ского сада).
  14. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоцио­нального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).

С социальным педагогом

  1. Изучает психолого-медико-педагогические особенности и условия жизни детей.
  2. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и свое­временно оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку.
  3. Выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей и средой, специалистами разных социальных служб, ведомств и административных органов.
  4. Определяет задачи, формы, методы социально-психологической работы с детьми "группы риска".
  5. Способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде.
  6. Обеспечивает психологическую безопасность ребенка.
  7. Взаимодействует с педагогами, родителями или лицами, их заменяющими, специалистами социальных служб.
  8. Разрабатывает и на практике применяет для внутреннего пользования систему тестовых заданий для определения уровня социально-психологической адаптации ребенка для разных возрастных групп.
  9. Оказывает психологическую помощь детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
С учителем-логопедом

  1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклоне­ниями в развитии в группе.
  2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их само­регуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.
  3. Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния об­щей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  4. Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
  5. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии.
  6. Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных лого­педических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др.
  7. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.
  8. Участвует в разработке сценариев праздников, программ развлечений и досуга, охраняя пси­хику детей при введении отрицательных героев.
  9. Участвует в ПМПК (организация работы, составление заключений).
  10. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.
  11. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.
С педагогом структурного подразделения в Центре игровой поддержки ребенка
  1. Информирует:
    • о правилах работы ЦИПР;
    • о взаимных правах и обязанностях;
    • о целях психолого-педагогической работы с ребенком и его родителями;
    • о возрастных нормах развития;
    • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
    • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личност­ной сфер ребенка;
    • о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
    • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
    • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
    • о появлении новых развивающих средств и методик.
  1. Реализует:
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • содействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип "здесь и сейчас".
  1. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  2. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  3. Создает условия для предупреждения явлений дезадаптации детей в ДОУ.
  4. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • обучения игровому взаимодействию с детьми;
    • совместной игры родителя с ребенком;
    • учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
  1. Знакомит родителей:
    • с возрастными и индивидуальными особенностями их детей;
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами обеспечения условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;
    • с современными видами игровых средств и оборудования.
  1. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель-ских отношений;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  1. Обучает родителей:
    • способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
    • умению организовывать и направлять разные игры детей;
    • методам игрового взаимодействия с ребенком;
    • созданию оптимальной развивающей среды дома;
    • правилам выбора игровых средств и оборудования.
  1. Проводит:
    • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
    • групповые тематические консультации для родителей;
    • игровые детско-родительские сеансы;
    • психологическую диагностику детей.

В консультативном пункте

  1. Информирует:
    • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
    • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
    • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личност­ной сфер ребенка;
    • о способах элиминации нервно-мышечного напряжения;
    • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
    • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
    • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
    • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним.
  2. Реализует:
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • cодействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
    • программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип "здесь и сейчас".
  3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер.
  4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, раз­вития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  9. Знакомит родителей:
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каж­дом возрастном этапе.
  10. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • обучения игровому взаимодействию с детьми.
  11. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  12. Проводит:
    • групповые тематические консультации для родителей:
    • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
    • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
    • информационные беседы по телефону;
    • игровые сеансы с группой детей, объединенных по направлениям развития (интеллект, ком­муникация, эмоционально-волевая сфера);
    • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.

В группе кратковременного пребывания

  1. Информирует:
    • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
    • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
    • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмо­ционально-личностной сфер ребенка;
    • об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
    • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
    • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
    • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
    • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
    • о формах игрового взаимодействия в семье;
    • о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
  2. Реализует:
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • содействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • экспериментальную программу работы с детьми с учетом гендерных особенностей в рамках проекта "Московское образование: От младенчества до школы";
    • программу обеспечения безопасности образовательной среды в ДОУ (под руководством М.С. Миримановой);
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип "здесь и сейчас".
  3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональ­но-личностной сфер.
  4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  9. Знакомит родителей:
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каж­дом возрастном этапе.
  10. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • совместного игрового взаимодействия с ребенком;
    • учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспита­ния.
  11. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родитель­ских отношений;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с педагогами-психологами, логопедами, врачами и другими специалистами);
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  12. Проводит:
    • групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
    • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
    • встречи с родителями в родительском клубе;
    • информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, на­блюдений;
    • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми "группы риска";
    • консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе "педагог - ребенок".

В лекотеке

  1. Проводит психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
  2. Составляет психолого-педагогическое заключение по результатам обследования.
  3. Осуществляет профессиональную консультативную деятельность, направленную на сохра­нение психического, соматического и социального благополучия детей раннего и дошкольного возрастов и семей, их воспитывающих.
  4. Участвует в разработке индивидуально-ориентированной программы психолого-педагогиче­ского сопровождения ребенка и его семьи.
  5. Оказывает психологическую помощь детям младенческого, раннего и дошкольного возра­стов и их семьям в разных формах в соответствии с индивидуально-ориентированным планом психолого-педагогического сопровождения ребенка, его семьи и запросами родителей.
  6. Оказывает помощь детям, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем, связанных с воспитанием, поддержкой и развитием личности ребенка.
  7. Ведет принятую в учреждении и лекотеке документацию, связанную с выполнением долж­ностных обязанностей педагога-психолога.
  8. Участвует в комплектовании групп в лекотеке.
  9. Участвует в проведении родительских собраний, консилиумов, методических объединений, в подготовке и проведении семинаров, консультаций. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий