вторник, 22 октября 2013 г.

Словарная работа по теме "Наш быт"

БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
Знать, что холодильник, телевизор, радиоприемник и т.д. к мебели не относятся. Это приборы, которые помогают человеку. Они работают с помощью электричества. Электрический ток идет по проводам, трогать провода и розетки опасно.



Активный словарь
Пассивный словарь
Имена существительные
Холодильник, телевизор, пылесос, радиоприемник, магнитофон, видеомагнитофон, часы, будильник, утюг, плитка, лампа, мясорубка, самовар, стиральная машина, швейная машина, выключатель, абажур, люстра, экран, шнур, мотор, стрелка, градусник
Полотер, кофемолка, компьютер, соковыжималка, миксер, бра, светильник, плафон, циферблат, термометр, вилка, розетка, вентилятор
Глаголы
Хранить, смотреть, слушать, чистить, гладить, светить, показывать, будить, звенеть, греть, рубить, варить, стирать, шить,   измерять, помогать, включать, выключать, морозить, замораживать
Охлаждать, освещать, разогревать, выжимать, молоть, взбивать, засасывать (пыль)
Имена прилагательные
Большой, маленький, красивый, прямоугольный, круглый, овальный, длинный, короткий, высокий, низкий, интересный, холодный, горячий, прохладный, новый, старый, тяжелый, электрический, гладкий, блестящий, дорогой, металлический

Наречия
Полезно, вредно, приятно, неприятно, громко, тихо, светло, темно, опасно, холодно, чисто, грязно, жарко, прохладно


«ИНСТРУМЕНТЫ. ОРУДИЯ ТРУДА»
Знать названия и назначение наиболее часто используемых инструментов и орудий труда. Знать, люди какой профессии пользуются теми или иными инструментами и орудиями труда. Уметь пользоваться некоторыми из них.
Знать названия и различать звучание некоторых музыкальных инструментов.

Активный словарь
Пассивный словарь
Имена существительные
Инструменты, молоток, топор, клещи, щипцы, гвоздь, шляпка, пила, ключ, лопата, отвертка, шуруп, доска, бревно, столяр, плотник, ножницы, иголка, наперсток, швейная машина, швея, портниха, градусник, лекарство, халат, шприц, врач, медсестра, грабли, лейка, садовод, бак, половник, сковорода, противень, повар, стиральная машина, стиральный порошок, утюг, прачка, пианино, скрипка, дудочка, металлофон, гармошка, баян, труба, музыкант
Ножовка, напильник, рубанок, лезвие, рояль, аккордеон, пианист, скрипач, композитор, оркестр
Глаголы
Играть, звучать, петь, сочинять, исполнять, забивать, пилить, завертывать, отвертывать, вытаскивать, копать, рубить, чинить, строить, ремонтировать, шить, кроить, лечить, измерять, поливать, сгребать, варить, жарить, печь, разливать, наливать, стирать, гладить, радовать, ухаживать
Наслаждаться, любоваться
Имена прилагательные
Острый, тупой, ловкий, умелый, аккуратный, чистый, грязный, больной, здоровый, добрый, приятный, крепкий, металлический, деревянный, стеклянный, музыкальный
Искусный, мастеровой
Наречия
Ловко, умело, аккуратно, красиво, чисто, приятно, весело, грустно, вкусно
БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
·    Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме «Бытовые приборы», дифференцировать понятия бытовые приборы — мебель.
·    Закреплять названия геометрических фигур и форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб, цилиндр м тр.), размеров, цветов, материалов.
·    Продолжать развивать сенсорные способности детей: зри­тельное восприятие (закреплять умение видеть в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры и формы), тактильные ощущения (узнавать предметы на ощупь, ощупывать их поверхность, называть эти ощущения словами).
·    Развивать у детей чувство языка.
·    Закреплять умение понимать принцип образования слов, объяснять и пользоваться:
-сложными словами (самовар, пылесос, соковыжималка, кофеварка и др.). Обращать внимание детей на наличие двух основ (корней) в этих словах (Почему пылесос так назвали? Он пыль сосет. Вот и получилось слово «пылесос»);
-названиями бытовых приборов (Машина для стирки белья стиральная машина. Выключатель выключает и включает свет. Холодильник в холоде хранит продукты).
·    Активизировать в речи детей названия частей бытовых приборов.
·    Продолжать знакомить детей с рабочими профессиями (электрик, мастер по ремонту бытовых приборов и др.).
·    Закреплять умение пользоваться:
-приставочными глаголами (вытирать — протирать, включать выключать);
-глаголами совершенного и несовершенного вида (стирать — постирать, смотреть посмотреть и т. д.) со значением незавершенности и завершенности действия (осветил освещал, взбивал — взбил), изменяя их по временам (показывает показал будет показывать).
·    Продолжать закреплять умение практически употреблять:
-прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, другие признаки, и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже;
-пространственные наречия (вверху — внизу, впереди сзади, слева — справа и др.);
-наречия-антонимы (светло темно, чисто грязно, гром­ко тихо, полезно вредно);
-числительные один, два, согласовывая их с существительными в именительном и родительном падежах (У нас дома два телевизора, но один холодильник. А у нас нет двух телевизоров).
·    Поощрять умение пользоваться в речи предложениями разной конструкции. Особое внимание уделять:
-различению и правильному использованию предлогов за, из-за, под, из-под, над, перед;
-употреблению сложных предложений с союзами чтобы, потому что, как, когда;
-составлению предложений по опорным словам и предметным картинкам.

Цель: Совершенствование связной речи.
Задачи:
· Продолжать упражнять детей в умении:
-сравнивать предметы по внешнему виду и назначению;
-составлять сравнительные описательные рассказы с опорой на план и без него;
-загадывать и отгадывать загадки о бытовых приборах;
-составлять рассказы по картинкам и из личного опыта,
·      Учить составлять рассказы по аналогии с грамматическим заданием (с изменением лица, числа, времени действия).
·      Продолжать учить запоминать и рассказывать стихи, диа­логи, загадки по теме, соблюдая интонационно-смысловую выразительность
ПОСУДА. СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
· Активизировать словарь детей по теме. особое внимание уделять переводу лексики пассивного словаря в  активный.
· Упражнять в умении употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и «увеличительными» суффиксами
· Продолжать развивать сенсорные способности детей (слух, осязание), умение выразить словом свои ощущения.
· Закреплять знания о различных свойствах предметов (цвет, форма, размер, поверхность предмета на ощупь, материал, составные части и т. д.).
· Активизировать в речи детей:
-обобщающие понятия (столовые приборы, посуда кухонная, столовая, чайная);
-малоупотребительные в быту слова (супница, сахарница, солонка, сухарница и т. д.);
-сложные слова (кофеварка, скороварка, самовар);
-названия, часто смешиваемые детьми (стакан - бокал -чашка - кружка, тарелка - блюдце - миска);
-употребление трудных форм суффиксального словообра­зования (ведерко, кувшинчик, графинчик, блюдечко).
· Совершенствовать умение детей употреблять форму роди­тельного падежа множественного числа существительных, на -ок, -ек, -ей, -ец (тарелок, вилок, чашек, ножей, блюдец), названия составных частей предметов (стенка, дно, носик, крышка, ручка и т. д.), однокоренные слова (чай, чайная, чайник, чаевод).
· Продолжать развивать умение пользоваться приставоч­ными глаголами (вытирать, протирать; наливать, разливать, выливать; ставить, поставить, переставить), глаголами, обо­значающими различные действия ухода за посудой.
· Закреплять умение различать значение глаголов класть ставить, мыть — вытирать, жарить —. варить печь.
· Совершенствовать умение детей подбирать и использо­вать в речи:
-качественные и относительные прилагательные, согласовывая их с существительными в роде, числе и падеже (Маше налили молоко в маленькую беленькую фарфоровую чашечку. На кружечке нарисованы голубенькие и желтенькие букетики цветов);
-антонимы (чистый - грязный, холодный - горячий, глубо­кий - мелкий).
· Упражнять детей в умении:
-согласовывать  количественные числительные с существительными в разных падежах (Я положил на стол две десертные ложки и один нож:. Маме подарили шесть красивых чайных чашек. На столе нет двух блюдец и пяти чайных ложек);
-согласовывать порядковые числительные с существительными (Первая чашка голубого цвета, а вторая красная);
-ориентироваться в пространстве и обозначать расположение предметов с помощью предлогов и пространственных понятий (В серванте на верхней полке стоят хрустальные бокалы. Кот стащил рыбу прямо из большой супницы, стоящей на столе. Под чашками стоят блюдца. Из-под сухарницы видна красивая салфетка в горошек. Слева от тарелки лежит вилка, а справа ложка и нож:).
· Учить детей:
-различать вопросы чем? и с чем ? (Чем нужно намазывать масло на хлеб? Ножом. С чем этот бутерброд? С маслом);
-распространять предложения обращением (Катя, смотри, на столе не хватает одной чашки. Миша, принеси, пожалуйста, из серванта супницу);
-свободно использовать сложносочиненные предложения с союзами а, и при сравнении предметов посуды (Тарелка для первого блюда глубокая, а для второго - мелкая);
-составлять предложения по опорным словам, предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол - тарелка, стакан - машина).


Цель: Совершенствование связной речи.
Задачи:
·    Совершенствовать:
-разговорно-диалогическую речь детей, поощрять использование предложений с обращением в свободном общении, самостоятельную постановку вопросов и ответы на них;
-умение составлять сравнительный рассказ-описание по графическому плану, загадки о посуде;
-навыки составления рассказов по сюжетным картинкам и из собственного опыта.
·    Учить детей составлять рассказы по аналогии с граммати­ческим заданием (с изменением лица, числа или времени действия)
· Продолжать учить запоминать и рассказывать стихи, диа­логи, загадки по теме, соблюдая интонационно-смысловую выразительность
КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
·   Активизировать словарь детей по теме. особое внимание уделять переводу лексики пассивного словаря в  активный.
·   Упражнять в умении употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и «увеличительными» суффиксами
·   Активизировать в речи детей обобщающие понятия ме­бель, кухонная мебель, гарнитур (спальный, гостиный).
·   Развивать умение, сравнивать предметы между собой, выделяя их существенные признаки, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножка, подлокотник и т. д.), правильно выстраивая высказывание.
·   Продолжать развивать сенсорные способности детей, за­креплять:
-названия геометрических форм;
-знание цветов и цветовых оттенков;
-тактильные ощущения - узнавать предметы на ощупь, ощупывать их поверхность и называть эти ощущения словами (теплый, мягкий, уютный, скользкий);
-умение ориентироваться в пространстве, определять положение вещей по отношению к себе и другим вещам (Справа от меня стоит мягкий диван. Перед диваном маленький полированный журнальный столик).
·      Упражнять в употреблении в речи:
-трудных форм существительных: коврик, креслице и др.;
-родственных слов: стол, столовая, настольная; столяр, столярная мастерская;
-многозначных слов:  спинка (кресла,  стула,  человека), ножка (гриба, дивана, ребенка), ручка (двери, шкафа, куклы) и т. д.;
-приставочных глаголов: вытирать - протирать, раздвигать - задвигать - передвигать и др.;
-пространственных наречий-антонимов: слева - справа, вверху - внизу, сверху - снизу, впереди - сзади.
· Закреплять умения:
-образовывать и правильно употреблять формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа (нет стула, стола; много стульев, столов, кресел, шкафов)
-образовывать и активно использовать в речи относитель­ные прилагательные, образованные от существительных: по назначению (книжный, обеденный, столовый), по материалу (де­ревянный, пластмассовый), по форме (круглый, овальный); а также качественных прилагательных (мягкий, жесткий);
-согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными (У кресла четыре ножки, одно сиденье, одна спинка и два подлокотника. На втором стульчике сидит Петя);
-использовать в речи пространственные предлоги, изученные ранее.
· Учить детей различать значения предлогов за, под, обозначающих место, и предлогов из-за, из-под, обозначающих направ­ление (Катя спряталась под большим письменным столом. Из-под обеденного стола выбежал пушистый котенок). Упражнять в их правильном употреблении.
· Упражнять в составлении предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (диван - кресло, стол-  птица).
· Поощрять использование в речи предложений различной конструкции:
-простых, распространенных несколькими определения­ми (Мы купили новый деревянный блестящий письменный стол), с заменой существительного местоимением (Его внесли в мою комнату), с пространственными предлогами (Стол поставили около светлого широкого окна);
-сложноподчиненных предложений с союзом чтобы (Стол мне будет нужен для того, чтобы делать на нем уроки).

Цель: Совершенствование связной речи.
Задачи:
·     Продолжать упражнять детей в составлении и заучивании загадок о мебели (с называнием признаков, действий, частей предмета).
·     Продолжать развивать мыслительные операции. Учить составлять сравнительные описательные рассказы о различных предметах мебели, включая в них сравнение внешнего вида и назначения данных предметов.
·     Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о видах мебели, о расположении мебели в комнате с использованием пространственных предлогов, с помощью мо­делирования пространства и по графическому плану («Расставь мебель так же», «Расставь мебель наоборот»).
·     Продолжать учить запоминать и рассказывать стихи, диа­логи, загадки по теме, соблюдая интонационно-смысловую выразительность

ОДЕЖДА, ОБУВЬ
Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
· Активизировать словарь детей по теме. особое внимание уделять переводу лексики пассивного словаря в  активный.
· Упражнять в умении употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными и «увеличительными» суффиксами
· Закреплять умения различать:
-понятия одежда, головные уборы, обувь;
-разные по назначению виды одежды, обуви, головных уборов (верхняя, белье, летняя, зимняя, легкая, теплая). Активизировать в речи эти понятия.
· Поощрять употребление в речи:
-названий одежды и ее частей (жилет, джемпер, пилотка, фуражка, манжета, кайма, оборка и др.);
-слов с уменьшительным и увеличительным оттенками (пальтишко, палътище, платьице);
-названий сходных предметов одежды (шляпа - панама -платок - кепка - фуражка, плащ - куртка - шуба - пальто);
-несклоняемого существительного пальто.
·    Упражнять в образовании:
-формы существительных родительного падежа множественного числа на -ев и с нулевым окончанием (платьев, курток, шапок, шляп, брюк);
-родительного падежа принадлежности (одежда мальчика, платье мамы, шляпа папы, оборка блузки, воротник рубашки).
·    Закреплять умение различать и употреблять в активной речи:
-глаголы с оттенками значений (шить - зашивать - пришивать - подшивать);
-приставочные глаголы (шьет - сошьет - сшила);
-глаголы-антонимы (одевать - раздевать, застегивать -расстегивать, надевать - снимать, завязать - развязать);
-возвратную форму глаголов (одеваться, обуваться, наря­жаться);
-глаголы с изменяющейся основой (нужно положить - я кладу).
· Упражнять в правильном использовании в речи глаголов одевать - надевать (Мама одевает Толю. Мама надевает пальто на Катю. Алеша надел куртку), класть - ставить - вешать, висит - лежит - стоит (Толя вешает пальто в шкафчик. Коля ставит в шкаф зимние сапоги. Галя кладет шапку на верхнюю полку. Пальто висит в шкафчике. Сапоги стоят в шкафу. Шапка лежит на верхней полке), шить- вязать - вышивать (Портниха шьет Свете новое нарядное платье. Бабушка вяжет Кате, теплый красный свитер. Дети вышивают красивые салфетки).
· Активизировать в речи детей прилагательные, образован­ные от существительных (зима - зимний, мех - меховой, шерсть - шерстяной, ситец - ситцевый, шелк - шелковый) и от глаголов (вязаный, сшитый, вышитый). Учить употреблять их, согласовы­вая с существительными и числительными (Летом приятно ходить в ситцевой одежде. Катя надела нарядную шелковую блузочку. В магазине висят три шелковые блузки и два ситцевых платья).
·    Продолжать упражнения:
-в подборе однородных определений, в том числе выраженных прилагательными с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Блузка шелковая, нарядная, красивая, голубая, летняя. Юбочка коротенькая, красненькая, легонькая);
-в самостоятельном употреблении предлогов под, над, перед, в, на, из и др.
·    Учить употреблять в речи:
-наречия спереди, сзади, сегодня, вчера (Спереди на новом платье пышная оборка.  Сзади на блузочке тоненький бантик. Сегодня Катя в новых зеленых сандаликах);
-сложные предлоги из-за, из-под (Из-под воротничка видна каемочка).

Цель: Совершенствование связной речи.
Задачи:
· Поощрять самостоятельную постановку вопросов кто? что? что делает? что сделал?какой?какая?какое? ответы на них предложениями разной конструкции.
· Развивать мыслительные операции, упражнять в умении исключать «четвертый лишний» предмет (по назначению, по виду, по сезонной принадлежности и т. д.) с развернутым обоснованием своего ответа.
· Упражнять:
-в умении вежливо вести диалог (Катя, помоги мне, пожалуйста, застегнуть сзади пуговицы на платье. Давай, Оля, я помогу тебе!);
-в составлении рассказов из личного опыта «Мы идем гулять» по демонстрации действий с изменением лица (Я одеваюсь на прогулку. Катя одевается.,. Мы одеваемся...);
- в расширении элементарных рассказов-описаний с ис­пользованием таблиц, схем, моделирования (более полное опи­сание предметов одежды);
-в составлении рассказов с грамматическим заданием (подбор эпитетов при описании одежды);
-в описании предметов одежды и обуви детей, изображенных на сюжетных картинках, составлении рассказов;
-в описании предмета одежды с опорой на план-схему и без нее.
· Продолжать учить запоминать и рассказывать стихи, диа­логи, загадки по теме, соблюдая интонационно-смысловую выразительность
Зимой, весной, летом закреплять и расширять знания детей по теме, используя более сложные по конструкции предложения, моделирование, задания, требующие установле­ния причинно-следственных связей, большей самостоятельнос­ти детей (конструирование одежды, «Ателье» и др.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий