Уважаемые мои коллеги!
Ну вот и пришла настоящая зима. В работе воспитателя тоже происходят некоторые изменения, связанные с изменениями сезона и погоды. Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по организации зимних прогулок. Желаю УДАЧИ!
методические
рекомендации
Составные части прогулки: 1. Наблюдение;
2. Трудовая деятельность;
3. Игровая деятельность (подвижные игры);
4. Индивидуальная работа;
5. Самостоятельная деятельность детей.
Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:
- предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
- от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
- от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
- от познавательных интересов детей.
- наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
- наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
- наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за лыжниками, за транспортом – снегоуборочной машиной и т.д.).
Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры
- малоподвижные;
- игры средней активности;
- игры с высокой двигательной активностью.
Кроме этого организуются игры:
- забавы
- аттракционы
- игры-эстафеты (для старших возрастов)
- сюжетные подвижные игры
- игры с элементами спорта (для старших возрастов)
- сюжетные подвижные игры
- бессюжетные подвижные игры
- народные игры
- хороводные
- спортивные упражнения («Катание на санках», «Скольжение», «Ходьба на лыжах»).
Следует подготовить картотека считалок и подвижных игр для детей 3-7 лет.Для каждого возраста игра напечатана на карточке определённого цвета. Например, 2 младшая группа – карточки жёлтого цвета, средняя группа – карточки красного цвета, старшая группа – синего цвета, подготовительная группа – зелёного цвета.
Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.
Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.
Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, кукольные сани, ящики для перевозки снега, большие фанерные фигуры зверей из любимых сказок, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, печатки, вожжи, султанчики, флажки, кегли, маски для сюжетно-ролевых игр, лыжи, оборудование для экспериментов, снегомер, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.
Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15° и скорости ветра не более 15 м/с. С детьми 5-7 лет — не ниже –20° и скорости ветра не более 15 м/с. При температуре воздуха ниже –15 ° и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
При оформлении территории учитывать требования:
·
безопасности,
·
целесообразности,
·
красочности,
·
а также эстетичности построек.
Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у
детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.
Педагоги украшают веранды гирляндами, мелкими мягкими игрушками, флажками
разнообразной конфигурации, упаковками от новогодних подарков, на ветки
деревьев прикрепляют вертушки, султанчики, снежинки, шумовые инструменты из
бросового материала. Снежные постройки
украшают
орнаментом из разноцветных льдинок, новогодних гирлянд, тканью, используют
бросовый материал, т.к. он практичен и смотрится ярче. Между деревьями на шнуре
размещают изображения Деда Мороза, сказочных героев из яркого тентового
материала, поздравление (в виде гирлянд из бросового материала)
В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на каждом групповом участке имеются следующие группы снежных фигур:
Первая группа – фигуры для закрепления навыков равновесия.
Вторая группа – фигуры для прыжков, перешагивания.
Третья группа – фигуры для упражнений в метании.
Четвёртая группа – фигуры для подлезания.
И горки для скатывания.
Большое значение придаём профилактике травматизма во время проведения прогулок. Постройки должны быть
·
прочными,
·
гладкими.
При постройке горок для скатывания
придерживаемся следующих требований:
В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху
обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от
ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25см. Ширина горки 50-60 см с
бортиками по краю ската до 10 см) + горка для кукол.Во 2 мл. группе – высота 80-90см.
В средней группе – высота 90-100см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.
В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.
·
«Прогулки зимой»,
·
«Схема, как одеть ребенка при
разных температурных режимах»,
·
«Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или
откуда берутся простуды»,
·
«Прогулки во время и после
болезней»,
·
«Подвижные игры всей семьёй»,
·
«Чем занять ребёнка на прогулке?».
К
воспитателям часто обращаются с просьбой не брать ребёнка на прогулку, т.к. он
приболел. Задача педагога грамотно и доступно объяснить родителям важность
прогулок. Индивидуальное консультирование – одна из наиболее эффективных форм
работы. Исходя из проблем групп в родительских уголках размещается
соответствующая информация по каждому дошкольному возрасту. В рубрике «Советуем
прочитать» имеется подборка художественной литературы на зимнюю тематику:
сказки, рассказа о природе, стихи, загадки, пословицы о зиме и т.д. Педагогами
ДОУ проводятся совместные мероприятия с родителями – развлечения, праздники,
«Зимние посиделки» и т.д.
Вопросы стоящие на контроле:
– создание условий на участке и проведение прогулки;
– порядок одевания и раздевания детей;
– содержание и состояние выносного материала;
– организация наблюдений и опытнической деятельности;
– труд детей на участке;
– самостоятельные игры детей;
– индивидуальная работа по развитию основных видов движений;
– состояние оборудования участка;
– организация разнообразной деятельности на прогулке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий